С одной стороны – заснеженные Трансильванские Альпы, среди густого леса возвышается мрачный готический замок – вампирское логово графа фон Кролока. С другой – профессор Амбронсиус и его молодой ассистент Альфред – охотники на вампиров. Между миром людей и вурдалаков оказывается невинная деревенская девушка Сара, чью сторону она выберет? Таков вкратце сюжет знаменитого мюзикла Романа Полански «Бал вампиров». Спектакль был поставлен в 1997 году, побывал в 12 странах и переведен на 11 языков. В 2007-м мюзикл приехал в Северную столицу и вот, накануне Хеллоуина 2016 года, наконец-то добрался до Москвы.
«Извините, но ваши зубы у меня в шее»
Мюзикл поставлен по мотивам кинофильма, снятого в 1967 году и вышедшего в американский прокат под названием «Бесстрашные убийцы вампиров, или Извините, но ваши зубы у меня в шее». Несложно догадаться, что по жанру это был не хоррор и не триллер, а черная комедия. Слоган картины: «Кто сказал, что вампирам не до для смеха?»
«С моим будущим сценаристом Жераром Брашем мы часто ходили в кино в парижском студенческом квартале Сорбонны. Там показывали много фильмов, которые традиционно вызвали отклик у студентов – вестерны и хорроры. И над многими фильмами студенты откровенно смеялись, потому что они были слишком умны, чтобы воспринимать это на «первичном» уровне. И чем страшнее были сцены, тем больше смеялись зрители в зале. Увидев, что ужас провоцирует смех, я сказал Жерару, что хочу сделать фильм-пародию, который будет ужасным и смешным. Сатирой! В картине нет никакого скрытого смысла, нового послания для общества, назидания – мы просто получали удовольствие от съемок».
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Ужасная история: 13 фильмов, с которых начался хоррор
Действительно, к 1967 году в жанре фильмов ужасов был уже достаточный бэкграунд для сатиры и пародии. Вообще, хорроры были первыми кинокартинами в истории, вспомнить хотя бы «Замок дьявола» (1896) и «Лавку с привидениями» (1901). Ну а конкретно вампирам были посвящены "«Носферату» Фридриха Мурнау (1922), «Лондон после полуночи» Тода Броунинга (1927) и его же «Дракула» (1931).
События фильма разворачиваются в Трансильвании, области Румынии, которая связана с историей кровожадного Влада III Цепеша. Там, среди Трансильванских Альп сохранились развалины замка Поенарь, в котором жил и казнил людей Дракула. Однако Полански в качестве места для съемок выбрал не Румынию, а Швейцарию – его очень впечатлил один из замков. Разрешения на съемки получить не смогли, поэтому атмосферу Восточной Европы воссоздавали частично в итальянских Альпах, частично на студии в Лондоне.
Когда все было готово, продюсер Мартин Рансохофф, испугавшись, что американцы не поймут восточноевропейского колорита, без согласования с Полански переозвучил и перемонтировал фильм. В итоге пропало 30 минут ленты, а Полански отказался принимать этот вариант. Тем не менее он называет «Бесстрашных убийц вампиров» чуть ли не лучшей своей работой, а время этих съемок – одним из самых счастливых в жизни.
Знакомство с Шэрон Тейт и резня в Лос-Анджелесе
Роль юного Альфреда в фильме исполняет сам Полански, которому на тот момент было 34 года. А вот роль его возлюбленной, Сары, сначала предназначалась для Сары Джилл Сент-Джон. Актриса уже была утверждена, но Рансохофф настоял на кандидатуре молодой актрисы Шэрон Тейт, которую увидел на съемках семейного комедийного телесериала «Деревенщина из Беверли-Хиллз». Через год, 20 января 1968 года, Роман Полански и Шэрон Тейт поженились. Это был уже второй брак режиссера.
Счастливая жизнь оборвалась в одночасье, когда в ночь на 9 августа 1969 года члены секты («семьи») Чарльза Мэнсона устроили кровавую резню в одном из частных домов Лос-Анджелеса. Среди пятерых убитых оказались друзья Полански и белокурая красавица Шэрон, которая на тот момент находилась на девятом месяце беременности. На ее теле нашли 16 ножевых ранений. Хоронили Шэрон в закрытом гробу и с ребенком в руках.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Психология хоррора: почему люди так любят кино про маньяков
Случилось это через год после выхода мистической драмы «Ребенок Розмари», в которой Полански показывает пришествие антихриста. Кстати, роль дьявола в фильме исполнил автор «сатанинской Библии» Антон ЛаВэй. Что касается судьбы убийц, в 1970 году они были приговорены к смертной казни в газовой камере – не только за описанную расправу, но также за последовавшее убийство семьи Ла-Бьянка. В этом уже принимал непосредственное участие сам Мэнсон. В 1972 году приговор смягчили, и смертную казнь заменили на пожизненное заключение. Чарльз Мэнсон жив до сих пор, он отбывает наказание в одиночной камере тюрьмы города Коркоран. Ему 81 год.
Детство в Краковском гетто
Надо сказать, что судьба Романа Полански вообще очень трагична. Он родился в Париже в семье польских евреев, через три года семья переехала в Польшу. После начала Второй мировой войны они оказались в Краковском гетто. Полански рассказывал, как нацисты использовали его в качестве живой мишени. Родителей отправили в концлагеря. Мать погибла в Белжеце, отец побывал в Плачуве и Маутхаузене – и выжил. Маленького Романа после ликвидации Краковского гетто укрывала польская семья.
С юности его тянуло в кинематограф, сначала Роман начал сниматься в кино (в 1955 году – у Анджея Вайды в «Поколении»). Затем поступил в киношколу Лодзи, и первые же его полнометражные картины имели большой успех: «Нож в воде», «Отвращение», «Тупик». Затем последовали «Бесстрашные убийцы вампиров», «Ребенок Розмари», прекрасный, хоть и не отмеченный громкими наградами «Макбет», «Китайский квартал», «Жилец», «Тэсс», «Горькая луна», «Смерть и девушка», «Девятые врата», «Призрак», «Венера в мехах»... В своих фильмах Полански часто исследует темные глубины человеческой психики, сексуальность, рок, «преступление и наказание». Можно говорить и о мистицизме, правда, сам режиссер утверждает, что не верит ни в какую эзотерику.
Полански с самого начала был признан, однако его репутацию сильно подмочили обвинения в связях с несовершеннолетними девушками. Так, в 1977 году режиссера обвинили в том, что он опоил алкоголем и наркотиками 13-летнюю модель Саманту Геймер и принудил к сексуальным отношениям. Позже были и другие обвинения, а актриса Наталья Кински, исполнившая главную роль в фильме «Тэсс», по некоторым данным, стала любовницей Полански в 15 лет. В 2009 году режиссер был арестован в Швейцарии по делу Саманты Геймер. В его поддержку выступили многие мэтры кинематографа, среди которых были Мартин Скорсезе, Педро Альмодовар, Дэвид Линч и Терри Гиллиам.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: «Венера в мехах»: от Захера-Мазоха до Романа Полански
Главы министерств иностранных дел Франции и Польши обратились к президенту США Бараку Обаме с просьбой о закрытии уголовного дела. Однако Арнольд Шварценеггер, бывший на тот момент губернатором Калифорнии, отказался помиловать Полански. Отказался закрыть уголовное дело и апелляционный суд Лос-Анджелеса. С тех пор из-за опасности экстрадиции в США режиссер может находиться только в трех странах: Франции, Польше и Швейцарии.
Бал вампиров: эротика, рок-н-ролл и никакой чертовщины
Как мы уже говорили, мюзикл увидел свет в 1997 году, премьера состоялась 4 октября 1997 года в Раймунд-театре (Wiener Raimund Theater). Идея пришла не Роману Полански, а его другу и продюсеру Эндрю Браунсбергу, который предложил поставить в Вене мюзикл про вампиров. Полански согласился. «В Вене были очень благоприятные условия, в театр инвестировалось много средств. Мы могли работать с размахом и ни в чем себе не отказывать. В Вене был задействован большой хор, сделаны хорошие декорации, много артистов – полная свобода творчества», – рассказывал режиссер.
Изначально спектакль поставили на немецком языке под названием «Танец вампиров» (Tanz der Vampire). «Балом» его сделали только для российского зрителя. Либретто написал Михаэль Кунце, музыку – Джим Стейнман. Одной из главных тем стала известная песня Бонни Тайлер Total Eclipce of the Heart. Вскоре многие театры захотели поставить «Бал вампиров», так спектакль распространился от США до Японии. Вот фрагмент оригинальной, немецкой версии:
Мы побывали на генеральной репетиции московской постановки в театре МДМ. Мелодии, костюмы, свет и декорации – это настоящее волшебство, которое происходит на ваших глазах. Зал то превращается в величественный замок с ожившими картинами, стрельчатыми окнами и резной винтовой лестницей, то трансформируется в глухую трансильванскую деревушку, укутанную снегом. На сцене настоящий рок-н-ролл: длинноволосые вампиры в черных одеждах танцуют под звуки электрогитары, пока за ними охотится седовласый «Ван Хельсинг» с колом и молотком. Пока актеры репетируют сложные сцены перед московской премьерой, мы беседуем с сорежиссером Романа Полански Корнелиусом Балтусом, который занимается постановкой уже 17 лет и называет себя няней детища Полански, а также исполнителем роли графа фон Кролока Иваном Ожогиным.
«Если спросить у Поланского, о чем спектакль, он улыбнется и скажет: это просто комедия, – говорит улыбчивый и артистичный голландец Корнелиус. – Но в этой комедии, которая порой кажется по-детски наивной, есть очень много чувственного. Как будто наблюдаешь через замочную скважину. Шея – очень чувственная часть человеческого тела. Когда невинную девушку Сару кусает вампир, это сразу же выходит за рамки просто укуса в шею. В спектакле очень много таких моментов, но без перехода на пошлость».
По словам Балтуса, существует две постановки мюзикла. Первая, с оригинальными декорациями, до сих пор путешествует по Германии. Вторая была поставлена в 2007 году. Однако для каждой страны и каждого театра мюзикл адаптируется: «Разница между московской и петербургской постановкой не такая уж и большая. Мы всегда пытаемся подстроиться под здание, и надо было найти очень много решений, как заполнить это огромное пространство. Мы используем много пробежек по сцене, используем зрительный зал. Разница между немецкой и московской версией в абсолютно разном ощущении. Спектакль в Германии был сделан британским дизайнером. Второй – художником из Венгрии, и, таким образом, мы приближаемся к Трансильвании. Это отражается в костюмах, в цветах, выбранных для декораций».
«И к тому же русский язык очень подходит к этому спектаклю, потому что в моих ушах он звучит как мужской язык с очень темными оттенками. Мне очень нравится, когда девушки начинают петь на русском – это настолько сексуально».
Я спрашиваю, будет ли московская постановка такой же роковой, как немецкая.
Музыка и звучание инструментов во всех версиях мюзикла одинаковы, отвечает Иван Ожогин: «В техническом плане музыка Джима Стейнмана – это не та музыка, которую очень приятно и легко исполнять восемь раз в неделю. Она требует колоссальных вокальных, физических и психологических затрат. Эта партия очень сложна, она затрагивает весь вокальный диапазон, я использую более двух октав. И все это должно звучать очень мощно, энергично, по-роковому. С психологической точки зрения самая большая сложность была в том, чтобы своего внешне, казалось бы, абсолютно отрицательного персонажа пропустить через призму моего человеческого отношения к жизни, к добру и злу и выявить у зрителя те эмоции, мысли, которые помогут ему понять, что есть добро, что зло, сделать правильный выбор».
Кстати, за эту роль Ожогин получил «Золотую маску» и «Музыкальное сердце театра». Более того, актер были приглашен исполнять роль фон Кролока в Германию.
Для России постановка получилось дорогой – более 4 млн долларов. МДМ и Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии воспользовались моделью, распространенной в Европе, когда несколько театров делают одну постановку сообща и таким образом делят расходы. Кстати, по объему декораций и количеству костюмов «Бал вампиров» сопоставим с легендарным «Призраком оперы».
Создатели мюзикла подготовили для московских зрителей сюрприз: в Хеллоуин, 31 октября, в МДМ состоится ночной показ «Бала вампиров», билеты на который уже вряд ли можно найти. Но не стоит ждать ничего мистического: по словам Корнелиуса Балтуса, никаких мрачных и необъяснимых событий за время существования мюзикла не происходило:
«Никаких страшных историй не было, есть только приятные воспоминания. Например, перед одним спектаклем в Петербурге фанаты устроили перед театром флешмоб: три тысячи человек в костюмах вампиров заполнили целую улицу. Я думаю, что вампиры вокруг нас, это люди, которые пытаются высосать из нас кровь. Они везде, просто нужно раскрыть глаза и их увидеть. Правда, они будут немножко отличаться от того, что мы видим в спектакле...»
Мария Аль-Сальхани
Подробнее в сюжете: Театр
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями
- В Театре Пушкина поставили спектакль по мотивам комедии Оскара Уайльда. От идеи до воплощения прошло 75 лет
- «Манюня» в РАМТе: «Чем старше становишься, тем больше мечтаешь увидеть себя маленькой…»