Он уехал из России 25 лет назад – казалось, что навсегда. Цветастые галстуки и рубашки, клетчатые пиджаки и кепки, улыбка с хитрецой и блеск неунывающих глаз – первое, что вспоминается нам сейчас, когда его не стало. Обаятельный, лукавый, бесконечно добрый – пожалуй, Олег Попов – тот редкий пример актера, чей жизненный путь был продолжением его клоунского амплуа.
ХЛЕБ В ОБМЕН НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Путь к артистическому образу «солнечного клоуна» был тернистым. Мама-ретушер и папа-слесарь - его родители к цирку не имели никакого отношения. Олег Попов, мальчик с незатейливым именем и фамилией, начал работать с 13 лет: в 1943 году поступил учеником слесаря на полиграфический комбинат «Правда».
Свободное время юный Попов проводил во Дворце спорта «Крылья Советов», недалеко от которого жил – ходил туда заниматься акробатикой. Там он познакомился со студентами Государственного училища циркового искусства, которые пригласили его на свою репетицию. Пришел, посмотрел, понравилось – таким было первое впечатление от увиденного под манежным куполом цирка. Через год он поступил в училище и успешно окончил его спустя пять лет с номером «Эксцентрик на проволоке».
С цирком Попов познакомился, когда ему было восемь лет. Родители привели на представление, во время которого клоун подарил ему шарик. Имя актера Попов не запомнил, но чувство переполняющего его в тот момент счастья посещало потом каждый раз, когда он вспоминал ту историю. Этот случай клоун отразил в своей первой репризе: во время дебютных выступлений он раздавал зрителям шарики.
«Когда я не работал, то получал 300 грамм хлеба. Когда стал работать – получал 500. А в цирке давали 600 грамм хлеба. Может быть, эти сто грамм хлеба и решили мою судьбу», - говорил Попов в интервью «МИР 24», отвечая на вопрос о том, как он стал цирковым актером.
В 1951 году Попов попал в цирк на Цветном бульваре, где в то время выступал знаменитый артист Румянцев, больше известный по прозвищу Карандаш. Это знакомство дало ощутимый толчок в развитии: Карандашу понравился номер Попова – в то время он выступал как начинающий эквилибрист-комик, и мэтр клоунады взял его в свою труппу. Затем последовала командировка на гастроли в Саратов. Так случилось, что клоун саратовского цирка Боровкин сломал ребро во время выступления, и дирекция предложила Попову подменить его.
«У меня ничего нет – ни парика, ни носа, ни даже грима», - говорил Попов руководству цирка. Необходимую атрибутику позаимствовали у актера, лежавшего в больнице. «Все, что надо – бери в гардеробной цирка», - сказал саратовский актер и протянул будущему артисту ключи. Попов запомнил этот открытый и искренний жест на всю жизнь.
МОЙ КУМИР - ЧАРЛИ ЧАПЛИН
Репризы, придуманные Поповым, теперь навсегда вписаны в историю российского цирка. Среди лучших - «Повар», «Свисток», «Луч». Актер считал, что есть клоунские репризы-однодневки, а есть те, которые живут годами. Так, например, репризу «Луч», показанную зрителям во время двух последних выступлений в Ростове-на-Дону на прошлой неделе, артист считал своей визитной карточкой.
Эта короткая шуточная зарисовка довольно популярна в цирковом искусстве. В ней клоун выходит на сцену и подметает пол. После этого появлялся солнечный луч, и актер начинает «подметать» его. Затем луч, вздрагивая и отползая в сторону, исчезает в зрительном зале, оставляя комика в темноте. Попов преобразовал эту клишированную пантомиму в нечто по-философски трогательное.
«Я дал себе слово: если я кого-то копирую, я должен сделать лучше. Думаю, что «Луч» у меня стал звучать. Эта пантомима у меня стала не пустая, в ней появились мысли. Взял луч – отдай всем, что я и делаю в финале этой репризы», - говорил Попов в интервью «МИР 24».
Свою первую клоунскую кепку клоун нашел на «Мосфильме» в 1953 году во время съемок в кинокартине «Арена смелых» - его пригласили туда как молодого, подающего надежды клоуна.
«Привели нас в костюмерную студию, где можно было что-то поискать для съемки. Тут-то я и увидел среди множества головных уборов - шляп, беретов, фуражек - необычную кепку в клеточку. Наверное, сшили ее для героя какого-то комедийного фильма. Примерил я кепку - и она оказалась 60-го размера, как раз по моей голове. Я попросил, и мне ее подарили. Теперь она, можно сказать, мой торговый знак», - рассказывал Попов в интервью ТАСС.
Сколько всего было кепок за долгую клоунскую жизнь, сосчитать невозможно: артист щедро одаривал ими своих друзей и молодых артистов.
За свою жизнь клоун встретился с множеством интересных людей, среди них принц Чарльз Уэльский и князь Ренье III, из рук которого он в Монте-Карло получил свою первую статуэтку «Золотой клоун» - высший приз циркового артиста. Однако самой знаменательной встречей артист всегда считал знакомство с Чарли Чаплином в 1964 году. Фильмы с его участием он очень любил смотреть в детстве: когда мама давала деньги на мороженое, Олег бежал в кинотеатр и покупал билет на фильм с Чарли. Став клоуном, он посвятил своему кумиру одну из своих реприз.
По мнению Попова, в жанре пантомимы не было лучшего образца для подражания, чем Чаплин. Он признавался, что для него образ бродяжки Чарли – это икона, высший уровень актерского мастерства.
«Он не знал русский и английский, но мы все равно около часа разговаривали с ним, что-то показывали друг другу, смеялись. Не могу вспомнить, о чем мы говорили, но, видимо, о чем-то приятном, раз нам было весело», - такой запомнилась Попову встреча с актером-классиком.
Фото: Ун Да-син Вячеслав, ТАСС
УЛЫБКА КАК ВИТАМИН
С 1991 года Попов жил и работал в Германии. Гражданство оставил российское, потому что чувствовал свою связь с Родиной, но всегда открыто говорил, что на страну он в обиде из-за выплаченной ему маленькой пенсии. Артист неоднократно говорил, что потерял почти все свои накопления в начале 1990-х. В июне 2015 года Попов приехал в Россию для получения международной цирковой премии «Мастер» в номинации «Легенда цирка». Это был первый приезд артиста на родину после эмиграции.
В быту он больше всего терпеть не мог обыденность. Как истинный жизнелюб и эксцентрик, он очень любил во время общения с родными и близкими привлекать их внимание. В жизни его дурачество было таким же мастерским, как и игра на сцене: так, например, Попов иногда красил левый мизинец женским лаком для ногтей красного цвета. Когда у него спрашивали, зачем он это сделал, тот обычно отвечал: «Да так просто. Дурачился».
У Попова была своя простая формула счастья, которой он с радостью делился: здоровье, крепкая семья и дети. Правда, в случае с Солнечным клоуном для этой формулы был необходим еще один компонент – потребность выходить на манеж.
Несмотря на то, что гастрольный график клоуна всегда был очень плотным, сам он с большим удовольствием ходил в цирк как зритель – интересовался новым поколением артистов.
«Мне всегда интересно, что делает молодежь. Бывают конкурсы молодых артистов цирка, и они что-то приносят. А ведь это важно для искусства – приносить, а не уносить», - говорил Попов в интервью «МИР 24».
Вместе с тем Попов порицал ошибочное представление молодых артистов о клоунаде как о кривлянии и шутовстве, на которое способен любой дурак.
«Может показаться, что быть клоуном цирка так же легко, как на карнавале. Но когда выходишь на манеж, понимаешь, что это не такая уж и легкая профессия. Мы манеж называем тарелкой – что ты туда положишь, то и съешь», - говорил Попов.
Клоунада действительно была его призванием. Он считал, что жизнь не могла сложиться иначе, что совершенствование себя в актерском мастерстве – это дело всей его жизни. Во время своего последнего общения с журналистами в ростовском аэропорту Попов сказал: «Человеку необходима, как витамин, улыбка. Я всегда пишу и говорю: встал утром - улыбнись, какая бы ни была погода или ситуация в жизни. Улыбка спасает людей. Если у вас появились какие-то дурные мысли, приходите в цирк».
Прощание с Олегом Поповым, как ожидается, пройдет 7 ноября в ростовском цирке, где состоялось последнее выступление клоуна. Похоронят артиста в Германии, где он прожил последние 25 лет.
Алла Смирнова
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Новости кино