75 лет назад с брусчатки Красной площади воины шли прямо на фронт. Живых свидетелей сегодня осталось совсем мало. С одним из них встретился корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.
Сейчас он редко выходит на улицу, а на Красной площади не был уже год. Подводит здоровье, но не память. То утро, 7 ноября 1941-го, Петр Проскуряков помнит в деталях.
«В шесть утра или даже пораньше немного подняли нас и говорят: «Идем на Красную площадь. Давайте кушать». Кашицы манной на целый день дали, по-моему, масла кусочек бросили. Все перешептывались - парад будет, увидим Сталина», - вспоминает участник Великой Отечественной войны Петр Проскуряков.
Это был самый короткий парад за всю историю Красной Армии - всего 25 минут. По сути - настоящая спецоперация. Солдаты узнали, что будут маршировать по брусчатке всего за пару часов до этого. Ради защиты Москвы на один день с фронта сняли часть авиации. Летчики не представляли, что на самом деле им предстоит охранять.
Фронт в 30 километрах, люди подавлены, им нужна позитивная встряска. А скоро годовщина Октября. Сталин уже все решил. Парад покажет, что есть еще силы. Его назначили на 10 утра. Но в последний момент руководитель перенес начало на два часа раньше. Снегопад гарантировал - немецкие самолеты вслепую бомбить не будут. Но из-за этого опоздали кинооператоры. Все кадры сделали ассистенты - они приехали заранее выставить аппаратуру.
Речь Сталина пришлось записывать отдельно. Вождь даже извинился за такую накладку перед съемочной группой. Запись для него была очень важна, ведь режиссером всего был он сам. Сразу после монтажа пленка оказалась во всех кинотеатрах страны. Спецрейсы развозят копии по всему миру.
«Немцы и коллаборационисты распускали слухи, что Москва взята. И вдруг листовки, газеты с фотографиями о том, что в Москве парад. Парад принимает Сталин. Вот это было событие», - говорит доктор исторических наук, профессор Алексей Киличенков.
За прохождением войск наблюдали и приглашенные иностранные журналисты. Их глазами парад в Москве увидели лидеры Англии с США. В тот же день Рузвельт назвал оборону СССР жизненно важной для Штатов и подписал документ о распространении ленд-лиза на Союз. Но гораздо большее впечатление парад под носом у врага произвел на простых советских людей. Это все транслировалось по радио в прямом эфире. На тот момент аудиоверсия парада взяла все рейтинги, если бы их тогда мерили.
«Все ходили подавленные, а тут стали оживать. Думаю, хоть немец не придет в Москву», - рассказывает труженик тыла Елизавета Трубина.
Гитлер планировал взять Москву до холодов и 7 ноября устроить на Красной площади свой парад, похоронить Союз в годовщину создания. Солдатам Вермахта под Москвой выдали парадную форму. Лучшее шампанское загрузили в вагоны и напечатали приглашения на банкет. После Москву с оставшимися жителями планировали затопить. Те, кому есть куда ехать, спешно покидают город.
«Паника была, кто мебель прет, кто что может. Ребята говорят, это воры, это ненормально. А я говорю - это предатели, которые панику создают среди народа», - вспоминает Петр Проскуряков.
Панические настроения после парада внезапно сменились патриотическими. Уже всем ясно - сдавать Москву не собираются. Солдаты за прохождение строем получили благодарность от командиров и фронтовые сто граммов. Сразу с площади бойцов отправляют на фронт. Минометчика Петра Проскурякова - под Химки, там немец прорвал оборону и приближался к Москве.
«Немецкие машины, мотоциклы шли по шоссе. Снег так и лепил! Нам очень приятно, что метить не надо. Мы прямой наводкой по амбразурам как стали! Они вылетают и прямо как взвешиваются, прыгают как в кино», - делится ветеран Петр Проскуряков.
Это было боевое крещение Петра Проскурякова. Прямо с парада - в бой. Как и у тех, кто вместе с ним шагал по Красной площади. Они шли побеждать, потому что за ними была Москва и теперь они видели, что в них верят.