Пенсионеры под Пензой живут в чрезвычайных условиях. Их дом - ветхий барак без газа и без отопления. Несмотря на это, расселять людей власти не спешат. В проблемах разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Владимир Сероухов.
В рабочем поселке Лунино, что под Пензой, почти не осталось работы. Здесь до сих пор стоит старый барак, в котором словно в заточении живут пенсионеры. В этих декорациях для жилищно-коммунального ужаса они мерзнут и потихоньку умирают.
«Это было самое первое жилье. Люди здесь жили, потом им давали квартиры. Это был такой перевалочный пункт. Представьте, что может быть с таким зданием за 60 лет», - указала жительница Лунино.
Это где-то в Москве XXI век, здесь скорее XIX-й. Удобства на улице, а неудобства повсюду. Вода из колодца, отопление - забытая роскошь. Причитания соседей, кажется, с полным равнодушием слушает Евгения Михайловна. Она сидит на улице, потому что тут теплее, чем внутри дома.
Эту воду несут как раз для нее. Пенсионерке уже перевалило за 80 лет, последние 10 из которых, она провела здесь. В барак бабу Женю перевезли из деревни дети, чтобы быть поближе к медицине. В таких условиях до больничной койки действительно недалеко.
«Вот у нее тут маленькие одеялки, она их греет и ложится. А еще бутылки с горячей водой под ноги», - поясняет родственница пожилой женщины. Иногда и нагреватель не спасает - пожилую женщину сильно подводит память, она забывает включить прибор. Единственное место, куда Евгения Михайловна точно не забывает залезть, это под одеяло. Это уже на уровне инстинкта. «Сейчас нагреюсь, и тепло будет», - говорит пенсионерка.
Тут же рядом и кухня без воды, а отхожее место на помойке. От центрального отопления все 17 комнат сталинской времянки давно отключили, когда весь поселок якобы переводили на индивидуальный, более выгодный обогрев, но сэкономили на самих постояльцах барака. Подключить газовое отопление им не собираются, не положено - ведь жилплощадь меньше 20 квадратов.
«Сейчас уже холодно, сняла себе квартиру. Хотя бы на два-три месяца», - поделилась пенсионерка.
Сырость потихоньку отвоевывает дом у жильцов. Каждый паводок и дождь оборачивается катастрофой.
Постепенно общежитие пустеет. Кто может, уезжает в Пензу, кто не может - отправляется на тот свет.
«В этой комнате жил молодой человек, с 1968 года. Холодно, отопления нет. Вот сейчас он умер - туберкулез у него», - рассказала жительница барака.
Зато платежи за капитальный ремонт приходят исправно, с каждого - по 260 рублей в месяц. Но в очереди на реконструкцию барак не числится. Недавно пенсионеры собрали последние, «гробовые», деньги и заказали независимую экспертизу, которая оценила уровень износа здания в 62% и подсчитала ремонт.
«Ремонт соответствует по стоимости на 94% новому строительству, что говорит об экономической нецелесообразности его проведения», - указала пенсионерка.
В администрации поселка обитателей трущоб поправляют: никакой это не барак, а бывшее общежитие. Ужасные условия? Не надо было приватизировать, считают чиновники. Они вроде как и заключения экспертизы не видели, но когда, явно нехотя и через силу, ознакомились, обрисовали перспективу.
«Перенести сроки проведения капитального ремонта на ближайшие годы, то есть на 2018 год», - заявил представитель администрации.
Впрочем, 81-летняя Евгения Михайловна на своем веку слышала много обещаний и сама не уверена, что дождется помощи поселковых, да и любых других властей.
Пока морозы не ударили, подождать еще можно. Сейчас в Пензе нулевая температура, но уже к концу недели синоптики предупреждают о заморозках.