Президент России Владимир Путин по прибытии в Ярославль возложил венки к мемориалу «Хоккейное братство», возведенному в память о хоккеистах «Локомотива», погибших в авиакатастрофе в 2011 году. Букеты красных роз к основанию памятника возложили глава государства, врио губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов и президент ХК «Локомотив» Юрий Яковлев. Также в памятной церемонии приняли участие хоккеисты из юниорской команды «Локомотива». Монумент был установлен возле домашней арены «железнодорожников» во вторую годовщину крушения - 7 сентября 2013 года. «МИР 24» решил вспомнить подробности той страшной трагедии, причина которой, по словам родственников погибших, не установлена до сих пор.
Хоккейное братство
Лайнер отрывается от взлетно-посадочной полосы, проезжает 400 метров уже по грунту и сталкивается с антенной радиомаяка. После этого самолет сильно накреняется влево, падает и разваливается на три части. Две из них обрушиваются в приток Волги. Обломки самолета воспламеняются. С того дня – 7 сентября 2011 года – прошло больше пяти лет.
На борту Як-42 находились игроки и тренеры из разных городов России и семи других стран - весь основной состав ярославского хоккейного клуба «Локомотив» и его тренерский штаб. Он направлялся на свой первый матч в рамках чемпионата КХЛ в Минск.
Из 45 человек, находившихся на борту, в живых остался лишь бортинженер Александр Сизов. Катастрофа коснулась всего мира, и не только хоккейного: на борту помимо россиян были спортсмены из Беларуси, Латвии, Чехии, Швеции, Словакии, Канады и Германии.
В память о погибших болельщики устроили «Марш тишины». Около 20 тысяч человек запустили в небо шары, аплодировали и скандировали «Локо! Локо!». Проезжавшие мимо водители гудели клаксонами. «Марш» сопровождался всевозможными звуками, что было довольно неожиданно для мероприятия такого формата.
Фото: Юлия Неелова, РИА Новости
Живые цветы, которые лежат у памятника «Хоккейное братство» - монументе из 37 клюшек, и сегодня напоминают о том, что команду помнят и спустя пять лет после страшной катастрофы. Нет сомнений, что ярославский «Локомотив» – что-то большее, чем просто хоккейный клуб.
Лучшие из лучших
Обычный парень из обычного района – так говорили про капитана команды Ивана Ткаченко. На момент гибели ему было 32 года. По словам тренеров, они заметили его талантливую игру не сразу. За всю жизнь не пропустил ни одной тренировки и каждый день стремился доказать, что достоин играть в первой команде.
Сначала Иван Ткаченко стал первым заслуженным мастером спорта по хоккею, затем – лицом команды, символом клуба и всего города. За полчаса до трагедии он успел сделать анонимный денежный перевод – отправил полмиллиона рублей девочке, больной раком. Хоккеист часто помогал детям с онкологическими заболеваниями, на его счету десятки спасенных жизней. По словам родных спортсмена, Иван всегда ставил человеческую жизнь выше, чем деньги.
«Слава и деньги не испортили его. Он был очень открытым и щедрым и остается примером для мальчишек. Они часто подходят ко мне и говорят, что хотят быть как Ваня», - говорил в интервью RT отец погибшего хоккеиста Олег Ткаченко.
Фото: Олег Смыслов, РИА Новости
С поднятой клюшкой в руке изобразили Ивана Ткаченко ярославские художники. Черно-белое граффити украсило стену дома в Ярославле, где хоккеист проживал вместе со своей семьей. Там же повестили там мемориальную доску, хотя это считается незаконным: их разрешается вешать не раньше, чем через 25 лет после смерти.
После трагедии был создан Фонд помощи, куда все желающие могут и сегодня перевести средства семьям погибших. Также отдельный благотворительный счет открыт для сбора денег на строительство хоккейной школы в Ярославле – эта инициатива принадлежит родителям Ивана Ткаченко. Если идею, о которой очень мечтал Иван, удастся воплотить в жизнь, школе присвоят имя погибшего хоккеиста.
Нападающий сборной России по хоккею, игрок «Локомотива» Александр Галимов, как считали остальные члены клуба, творил на льду настоящие чудеса. В последний момент он мог спасти команду от поражения. Когда спасение понадобилось Александру, врачи лучшего российского ожогового центра - Института хирургии имени Вишневского - оказались беспомощны: в результате катастрофы Александр получил 90 процентов ожогов внутренних органов, мучительно боролся за свою жизнь и скончался спустя пять дней после трагедии.
«Саша всегда уходил с поля последним», - говорили болельщики «Локомотива», которые собрались во дворе больницы.
Как швед и чехи стали родными
Сразу после трагедии топовые клубы предлагали НХЛ «Локомотив» своих игроков, но, к сожалению, весь сезон 2011-2012 года спортсмены пропустили и выступали лишь в Высшей хоккейной лиге. Постепенно шло формирование новой команды. Сейчас главный тренер команды – Том Роу. Он первый американец в истории НХЛ, при котором за сезон было заброшено более 30 шайб.
«У каждого на борту того самолета был кто-то из знакомых или друзей. Среди погибших был Йозеф Вашичек, который входил в состав американской сборной, когда мы выиграли Кубок Стенли. Там был Маккриммон, которого я хорошо знал», - рассказал Том Роу в эфире RT.
Фото: Олег Смыслов, РИА Новости
Вместе с Йозефом Вашичеком Чехия в тот злополучный день лишилась еще двух сильных спортсменов - Яна Марека и Карела Рахунека. Фамилии всех трех чехов довольно часто попадали в протоколы матча в графу «заброшенные шайбы».
Голкипер из Швеции, олимпийский чемпион Турина Стефан Лив незадолго до катастрофы решил перебраться в Континентальную хоккейную лигу – для этого он подписал контракт с новосибирской «Сибирью». Разумеется, для «Сибири», как и для российского хоккея в целом, приход игрока такого уровня воспринимался как редкая удача. По окончании сезона в Новосибирске он перебрался в ярославский «Локомотив». Номер один для шведских болельщиков, он успел за короткий срок стать таковым и для российских любителей хоккея. Его фамилия в переводе со шведского языка означает «жизнь». Для игроков шведского клуба ХВ-71, где тренировался Стефан, он точно будет вечно живым: в раздевалке они повесили шлем с его фотографией.
Ошибка пилота – такова официальная версия происшествия на сегодняшний день. Следствие считает, что один из летчиков нажал на тормозные педали во время разбега самолета. Единственным обвиняемым по делу о катастрофе проходит один из экс-руководителей авиакомпании «Як Сервис», эксплуатировавшей самолет Вадим Тимофеев. Он отказался признавать свою вину. Суд постановил лишить его свободы в колонии-поселении на пять лет, однако обвиняемый сразу был амнистирован.
Алла Смирнова
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гибель хоккеистов в авиакатастрофе