Морфий для мастера: в чем секрет гениальности Михаила Булгакова?

16:06 11/11/2016

Предсмертные рукописи Михаила Булгакова недавно попали на стол химической лаборатории. Ученые из Италии и Израиля под микроскопом рассмотрели «Мастера и Маргариту», и нашли на них частицы морфия.

Специалисты задались вопросом: мешал или помогал писателю обнаруженный на страницах рукописи наркотик? Директор музея - театра «Булгаковский дом» Николай Голубев помогал разобраться в феномене.

Для биографов наркотическая зависимость писателя не новость. На иглу он подсел случайно, будучи врачом, когда заразился дифтерией от ребенка, которого лечил.

Лечение вызвало осложнение, а первый же укол морфия для обезболивания вызвал зависимость. Булгаков стал тяжелым наркоманом. Из-за порока Булгаков потерял над собой контроль, зло он срывал на собственной жене, однажды бросил в нее горящий примус и даже целился из ружья.

- Правда ли то, что от наркотической зависимости знаменитого мастера вылечил его отчим, Иван Павлович Воскресенский, который сначала уменьшал дозу морфия в уколах, а затем и совсем заменил его физраствором?

Николай Голубев: Да, это действительно так, но при этом нужно понимать, какое это было время. Это время в литературе мы называем Серебряным веком - более тихим, но не менее ярким расцветом отечественного искусства. Но дело было еще и в том, что многие поэты, писатели, музыканты и художники действительно употребляли в это время кокаин.

Герой Шерлок Холмс, если вы помните, не скрывал того, что колол себе инъекции наркотика, это факт. Это была часть культуры того времени, и, к примеру, многие тяжелые сегодня наркотики тогда продавали в лекарственных целях, чтобы, к примеру, утолить зубную боль.

Морфин направо и налево продавали от истеричных состояний и депрессии, и это не носило характера страшного порока - это было повсеместно. Самое интересное, что Михаил Афанасьевич часто писал в дневниках, что после употребления препаратов он не может писать.

Он начал пробовать себя в прозе еще тогда, когда работал в больнице. И перечитывая то, что он писал под воздействием и то, что он писал на трезвую голову, он замечал, что произведения создавались как будто двумя совершенно разными людьми: Булгаковым - врачом и Булгаковым - писателем.

Нужно сказать и о том, что Булгаков пережил очень тяжелое время голода, как и его современники, например Владимир Маяковский. Известен тот факт, что своей возлюбленной Лиле Брик поэт приносил чудом купленную где - то селедку, потому что она почти потеряла зрение без рыбного белка.

Михаил Афанасьевич же голодал неделями, не пользовался своими должностными возможностями, которые были у врача, и принял решение писать. Тогда он родился как творческая личность.

- А что вы можете сказать о том факте, что на страницах рукописей «Мастера и Маргариты» находили кристаллы морфия? Неужели он пристрастился к наркотику на всю жизнь?

Н. Г.: Все дело в том, что у писателя было страшное наследственное заболевание нефросклероз, от которого умерли его отец и брат. Это практически неизлечимый недуг, при котором у пациента медленно начинают отмирать клетки почек, наступает сильнейшая интоксикация и боли.

Булгаков узнал о своем заболевании в последние семь лет своей жизни - он сам поставил себе этот диагноз, и уже последние год-полтора действительно испытывал сильнейшие боли, от которых ему прописали морфий.

Уколы ему, нужно заметить, делали не внутривенно, а внутримышечно, используя наркотик как обезболивающее.

Подробнее смотрите в эфире телеканала «МИР 24».