Григорий Заславский: Легкодостижимые цели – это неинтересно

14:51 16/11/2016

Новым ректором ГИТИСа избран театральный критик и ведущий программы «Культтуризм» на телеканале «Мир» Григорий Заславский. Он получил поддержку 174 голосов при 40 против. Какие перемены ждут Российский институт театрального искусства - новый руководитель ГИТИСа рассказал в студии телеканала «МИР 24».

- Поздравляем вас с избранием! За вас проголосовало абсолютное большинство! Вы волновались перед выборами?

Григорий Заславский: Не стану скрывать - конечно, волнение было. Если бы я не волновался, то мне, наверное, надо было ответить, как герой фильма «Шпионский мост». Когда его спросили, не волнуется ли он, ведь ему грозит смертная казнь, он ответил: «А это поможет?». Несмотря на то, что это не помогало, я волновался.

- Программа развития ГИТИСа, которую вы представили, рассчитана на пятилетку. Вы уже заявили, что ГИТИС должен войти в пятерку мировых лидеров в области театрального образования. Что для этого необходимо сделать?

Григорий Заславский: У меня 10-летний горизонт. Но у меня есть шанс сделать некоторые вещи за четыре года, потому что некоторые проекты уже реализуются. Например, мы уже выделяем более 30 именных стипендий. Ставить легкодостижимые цели - неинтересно. В России не так много областей, в которых мы действительно являемся лидерами, глупо не использовать эти возможности. Слова песни «А также в области балета мы впереди планеты всей» не утратили своей актуальности. Для классического балета хореографов и балетмейстеров учат именно в ГИТИСе. То, что сегодня на этом отделении у нас учится один иностранец из 103, которые обучаются в ГИТИСе, я считаю нелепостью. Востребованность вуза определяется количеством иностранных студентов. Несколько лет назад была введена Новая сцена в Новых Черемушках - это идеальная база для краткосрочных стажировок педагогов и студентов. Например, на следующее лето мы объявили японскую программу.

- Какие первые три шага надо сделать, чтобы ГИТИС вошел в первую пятерку театральных вузов?

Григорий Заславский: Это налаживание прямых контактов с руководителями всех крупнейших театральных школ. Открываешь современный рейтинг пяти крупнейших театральных школ мира и с грустью отмечаешь, что там четыре американские школы и одна английская. И ни одной русской. Хотя школа-студия МХАТ уже давно поддерживает хорошие отношения с Гардвардским университетом. Как когда-то сказал Геннадий Зюганов, «всякие амбиции должны быть подкреплены амуницией». Амуниция у нас есть, поэтому и амбиции у нас самые естественные.

- Какие новшества ожидают вуз?

Григорий Заславский: У нас сейчас 8 факультетов, и новых, наверное, не будет. Но появятся новые специальности. Например, сейчас огромные проблемы с художниками и режиссерами театра кукол. Часто абитуриенты, которые не поступают на обычные актерские факультеты, идут на куклы в Петербургском институте сценических искусство, мол, потом как-нибудь прорвусь на сцену. Режиссер в кукольном театре неотделим от художника, поэтому мы впервые в истории отечественного театрального образования набираем совместный курс. Ребята будут заниматься на базе Театра Образцова.

- Зачем вузу студенческий продюсерский центр и Центр по изучению будущего театра?

Григорий Заславский: Студенческий продюсерский центр нужен, чтобы студенты учились тому, чем они потом будут заниматься. В театральном деле понятие рынка - самое очевидное. Выбрали этого актера или другого, все находятся в состоянии очень жесткой конкуренции и рынка. Продюсерский центр позволит завтрашним продюсерам пройти всю цепочку. Репертуар дипломных спектаклей складывается на глазах. Они выйдут из ГИТИСа, зная, как делаются спектакли, как они продвигаются и продаются.

Кафедра будущего театра - это одна из моих завиральных идей, но мне кажется, что именно безумные идеи и оказываются полезными для реальной жизни.

- СМИ сообщали, что вы собираетесь серьезно увеличить доходы института за счет платных услуг? Каким образом?

Григорий Заславский: У нас очень хорошие доходы от образовательных услуг. Мы не собираемся ничего сдавать в аренду, но будем искать партнеров по площадке в Новых Черемушках. Будет фонд поддержки и развития ГИТИСа. Если получится, введем эндаумент, который позволит решать не только текущие вопросы, но и вопросы стратегического развития института.

- Как вы собираетесь поддерживать самых талантливых студентов?

Григорий Заславский: В ГИТИСе талантливы все. Когда вы приходите на студенческий спектакль, вы только и делаете, что восклицаете, какие все гениальные, куда же они потом все пропадают. Про современные государственные стипендии просто страшно говорить, это меньше 1500 рублей. Эти деньги получает студент, который учится на 4 и 5. На эти деньги прожить невозможно, а работать наши студенты не могут, потому что они занимаются с 9 до 22, а некоторые просятся с 8 до 23! Им работать некогда.

Именные стипендии создают замечательную преемственность. Например, Игорь Угольников закончил ГИТИС, а теперь учредил пять стипендий. Марк Анатольевич Захаров учился, преподавал в ГИТИСе, а теперь учредил две стипендии для режиссеров. Театр «Квартет И» вместе с Игорем Угольниковым были первые, кто откликнулся на мою просьбу об именных стипендиях. Дальше Лев Лещенко, Владимир Винокур, Евдокия Германова. Максим Виторган учредил четыре стипендии, причем одну для сценографа. Я всем очень благодарен!

- Не помешает ли ректорская деятельность телевизионной?

Григорий Заславский: Я надеюсь, что нет.

- Служебным положением в интересах зрителя будете пользоваться?

Григорий Заславский: Да, конечно. Постараюсь, чтобы конфликту интересов ничто не мешало.

- Чем будете удивлять зрителей программы «Культтуризм» в ближайших выпусках?

Григорий Заславский: Мы хотим сделать сюжет про деньги в театре, про самые богатые театры. Деньги интересны всем и мне тоже.

- Чему, на ваш взгляд, сегодня больше надо учить студентов - смелым экспериментам или славным традициям?

Григорий Заславский: Я считаю, что в ГИТИСе сегодня надо учить таким образом, чтобы максимально оснастить студента, чтобы он мог прийти в любой театр, чувствовал себя там комфортно и мог выполнить все задачи, которые поставит перед ним режиссер.