В течение минувших новогодних каникул все российские поклонники телесаги о Шерлоке Холмсе смогли дважды — и каждый раз всего лишь на минуту позже мировой премьеры! — насладиться новыми сериями четвертого сезона сериала «Шерлок».
Он по-прежнему остается одним из самых популярных и в России, и в мире. Скажем, в Британии премьерная серия четвертого сезона уступила по популярности только новогодней речи королевы!
Так в чем же секрет такой высокой популярности саги вековой давности о гениальном сыщике, которую экранизировали бессчетное число раз? «Мир 24» поговорил об этом с кинокритиками и психологами — ведь феномен «Шерлока» явно лежит в этих двух плоскостях.
Шерлок Холмс как образец для подражания
Один из главных секретов «Шерлока» — то, что его герой стал не еще одним экранным типажом, а оказался идеальной моделью для подражания сразу для нескольких поколений, считает кинокритик, основатель киновикторины «Кинофан» Егор Москвитин:
— Шерлок Холмс как герой и Бенедикт Камбербэтч как актер оказались очень ценной ролевой моделью, в которой нуждалось поколение 20-30-летних. Оба работают на пределе своих интеллектуальных и физических возможностей. Шерлок способен на невероятную умственную мобилизацию, а Камбербэтч на протяжении всей своей карьеры преодолевает стереотипы и ограничения кинематографа. Продюсеры комиксов не дают ему прохода, и при этом он продолжает играть в театре, выбирает интеллектуальные роли и живет по принципу «возьму у корпораций все, что захочу, а утешу себя искусством».
Это важная позиция для нынешней молодежи, воспринимающей всю жизнь как бескомпромиссную игру. А Шерлок привлекает своим высокомерием и социопатией, которые юному зрителю легко растолковать как независимость от общества и как комплимент ему самому. Но по ходу сериала этот герой исправляется (весь «Шерлок» — это роман воспитания, где Ватсон выступает нянькой), и зритель эволюционирует вместе с ним.
Похожую оценку дает и психолог, гештальт-терапевт Елена Петрикина:
У многих есть страх или опасение вести себя неприличным образом, не соответствующим ожиданиям общества, его нормам. Но при этом каждый из нас все равно периодически испытывает желание вести себя так, как того хочет наше подсознание. И мы сильно сдерживаем эти порывы в реальной жизни. А тут появляется такой легальный способ это прожить, сопереживая герою, прикоснуться к возможности быть более раскрепощенным, несколько хамоватым, нагловатым, но при этом очаровательным, вызывающим нашу симпатию.
Мария Зверева клинический психолог, кандидат психологических наук, научный сотрудник отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» считает, что модель поведения героя сериала «Шерлок» вполне привлекательна для зрителя.
— Современный Шерлок Холмс с его высокофункциональной социопатией — это рок-звезда, ему все дозволено, хотя он, в конечном счете, отвечает за свои действия и их последствия. Он — идеал для юных зрителей: над ним не властны никакие законы, кроме своего собственного. Образ невероятно умного детектива, который способен фактически раскрыть все преступления и тайны на свете, но при этом ведет себя как обиженный на весь мир подросток — наверное, в этом и есть секрет привлекательности современного Шерлока Холмса.
«Шерлок Холмс дает надежду, что даже самые тяжелые ситуации могут быть разрешены. В своем роде, это сказка для взрослых, которая помогает справляться с реальными жизненными трудностями, рассматривая их через призму Шерлока».
Шерлок Холмс как воплощенное безумие
И киноведы, и психологи единодушно отмечают, что одна из самых привлекательных черт нового Холмса — его «высокоэффективная социопатия».
— В последнее время популярны сериалы про героев с некими психологическими особенностями: про социопатов, психопатов и так далее, — рассказывает Елена Петрикина. — Например, «Доктор Хаус», наши «Интерны» и, конечно, сам «Шерлок». Откуда берется этот интерес? Его корни уходят в потребность людей преодолевать границы дозволенного, расширять их и нарушать, в конечном счете - это потребность в свободе. Что особенно актуально для нашего общества, в котором сегодня высокий запрос на свободу бунта, на возможность делать и говорить то, что хочется. Хотя это общая тенденция для всех современных обществ, члены которых ограничены множеством социальных правил.
С точки зрения Марии Зверевой в «Шерлоке» нашла свое отражение мода на все необычное и отличное от общепринятых понятий нормы.
— Конечно, людей всегда интересовали разнообразные отклонения, но с целью выявить и изолировать их для безопасности общества, — считает она. — Сейчас же «модно» быть странным, непохожим на других, иметь необычные интересы или уникальные способности. Нельзя отрицать, что есть что-то крайне привлекательное в этих современных хороших-плохих героях, которые по международной классификации болезней попадают в класс «другие органические расстройства личности». Ключевое слово — безумие. Оно стало главным героем начала XXI века.
Шерлок Холмс как родственник для всех и каждого
Еще один, оказавший серьезное влияние на популярность сериала во всем мире фактор — превращение его зрителей сначала в соавторов, а потом и в соучастников экранного действия.
— Обаяние Шерлока в том, что он приглашает своих зрителей к совместному творчеству, — считает Егор Москвитин. — Этот сериал — часть так называемой партиципаторной культуры, в которой фанаты так же важны, как авторы. Между сезонами мы строим свои догадки, по ходу каждой серии решаем головоломки, обмениваемся эмоциями — и авторы все это очень ценят, всячески с нами заигрывают и поощряют полет фантазии. А поскольку «Шерлок» из детектива превратился в семейную сагу, нам, зрителям, регулярно дают понять, что мы — часть этой удивительной семьи, обосновавшейся на Бейкер-стрит.
О такой же «семейственности» во взаимоотношениях зрителя с сериалом говорит Елена Петрикина:
— Еще один секрет привлекательности сериала «Шерлок» состоит в том, что в нем используют пусть давно и хорошо известный, но очень эффективный режиссерский ход: постепенное раскрытие личности главного героя, который с первых серий воспринимается нами как человек очень закрытый. Мы, когда смотрим этот сериал, вступаем в совершенно особые взаимоотношения с главным героем, у нас возникает почти непреодолимый интерес к его личности, и через эту личность у нас возникают отношения уже с самим сериалом. Мы переживаем за героя, мы сопереживаем ему, мы включаем его в собственную картину мира, выстраиваем с ним отношения.
Шерлок Холмс как секс-символ
Известный кинокритик Юрий Гладильщиков в своем анализе телесериала отмечает, что «режиссер Пол Макгиган при помощи сценаристов (и авторов всей идеи сериала) Стивена Моффата и Марка Гэтисса придумал совсем нового Холмса-Камбербэтча и совсем нового Ватсона-Мартина Фримена». В это определение «совсем нового» явно попадает и превращение легендарного сыщика в секс-символ, чего до сих пор ему не удавалось достичь ни в одной экранизации. Причем, как полагает Егор Москвитин, «казалось бы, с его внешностью невозможно играть героев-любовников — но он сегодня безусловный секс-символ».
И одна из основных причин этого, по мнению Елены Петрикиной, тоже кроется в социопатии Холмса, в его существовании на грани:
— Именно в том, что Шерлок — социопат, то есть человек, с точки зрения общества, ведущий себя неподобающим образом, кроется, возможно, один из секретов его сексуальной привлекательности. На протяжении веков женщинам нравились негодяи — сильные харизматичные мужчины, которые могут многого добиться и с которыми интересно быть рядом. А Шерлок Холмс в исполнении Бенедикта Камбербэтча являет собой нынешний образец мужской привлекательности и красоты. Вот это сочетание модной, если можно так выразиться, внешности и негодяйства сексуально привлекательно.
Шерлок Холмс как профессиональный продукт
По мнению кинокритика Егора Москвитина, важно понимать, что существенная часть успеха сериала приходится на долю его режиссеров и сценаристов. «У «Шерлока» есть два автора — Стивен Моффат и Марк Гэтисс, которые пишут сценарии серий попеременно. Среди фанатов принято относиться к этому тандему как к своеобразной проекции Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Моффат — автор пассионарный, фонтанирующий идеями, но при этом сосредоточенный на мелочах. А Гэтисс — это его педантичный и сентиментальный последователь, поэтому написанные им серии кажутся немного пародийными. Кстати, Гэтисс — это тот мужчина, который играет в сериале Майкрофта и которого миссис Хадсон ласково называет рептилией. Первую серию нового сезона написал Гэтисс, и она многих разочаровала. Во второй ситуацию взял в свои руки Моффат — и все вновь стало хорошо. Третий эпизод они написали вдвоем, так что чего от него ждать, никто не знает. В этом тоже важная прелесть «Шерлока»: в него, как в Россию, можно только верить».
А Елена Петрикина обращает внимание на то, что «Шерлок» подогревает наш интерес долгим ожиданием новых серий.
— Современное общество — это общество потребления, причем потребления, которое может и должно быть удовлетворено немедленно, — замечает психолог. — С «Шерлоком» такой возможности пока нет, и этим он очень привлекает зрителя. Он выходит небольшими сезонами и с большими перерывами: нынешнего сезона мы ждали два года. Мы успеваем по нему соскучиться — еще и потому, что у нас совершенно особые, очень личные отношения с главным героем, и мы фактически ждем не новых серий, а новой встречи с Шерлоком Холмсом. В том числе и поэтому новый сезон вызвал столько несчастных, разочарованных комментариев: разочарование возможно только там, где есть напряженное ожидание и страстное предвкушение.
Татьяна Рублева, Антон Трофимов
Подробнее в сюжете: Новости кино