Ни ветер, ни снег, ни минусовая температура не помешали жителям российской северной столицы выйти на днях на акцию протеста. Жители Санкт-Петербурга недовольны решением губернатора Георгия Полтавченко, который на этой неделе согласился передать Исаакиевский собор Русской православной церкви. Исаакий входит в тройку самых посещаемых музеев страны. Это памятник, значение которого трудно переоценить. Есть и еще один немаловажный факт - собор всегда был казенным учреждением. Смогут ли теперь туристы свободно, с фотоаппаратами, в джинсах или шортах, побывать в соборе, ведь церковные правила отличаются от музейных. И, наконец, вопрос финансов. Кто будет отвечать за реставрацию здания? Пока никаких государственных субсидий для этого не требовалось. Исаакиевский собор обеспечивал сам себя. Детали узнал корреспондент «МИР 24» Александр Бережной.
Вечером минувшей пятницы в центре Петербурга прошла акция протеста. Это была первая попытка тех, кто недоволен передачей музея «Исаакиевский собор» церкви, выразить свое мнение и задать главный вопрос - а зачем вообще власти города все это затеяли?. Раньше храм объединял горожан, а теперь стал яблоком раздора.
Важно сразу понять юридическую сторону вопроса. Это не реституция, то есть не возвращение собора в собственность церкви, потому что владельцем исторического здания всегда было государство, то есть Петербург. Теперь город «отдает собор в пользование» Московской патриархии бесплатно на 49 лет.
Исаакиевский собор построен по проекту Огюста Монферрана. Здание возводили 40 лет, закончили в 1858 году. При советской власти храм получил статус государственного музея. Сегодня вход без учета льгот стоит 250 рублей. С 1991 года в одном из приделов Исаакиевского собора проводят ежедневные, кроме среды, религиозные службы. На них вход бесплатный.
Исаакиевский собор - это, конечно, храм. И, конечно, музей. Это огромное историческое здание, и вопрос о его передаче нужно рассматривать, в том числе, в хозяйственном ключе. Годовой доход Исаакия - около 800 миллионов рублей. Это один из немногих музеев в России, который существует на свои деньги и пополняет казну города.
«Пускай о бюджете думают те, кто отвечает за него. Я думал о нем успешно. За восемь лет он увеличен в два раза без изменения стоимости билетов», - говорит директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров.
О том, в какую сумму обходится содержание собора, можно судить по сметам на реставрацию. В ближайшие 10 лет на восстановление интерьера и внутреннего убранства, по планам Николая Бурова, планировалось выделить из заработанного 3,5 миллиарда рублей.
В прошлом году музей потратил 93 миллиона на реставрацию западного колодца и некоторых элементов декора. Входной колодец стоит в лесах. Затраты будут примерно такими же. Работы закончат через год, а значит, платить за это будет пока еще музей.
Собором нельзя просто пользоваться, убеждают научные сотрудники, если мы хотим сохранить его. Реставрация - это бесконечный процесс. Когда закончили в одном месте, то начали в другом. Но туристам и верующим это не должно мешать.
Работы идут почти незаметно для посетителей. Леса скрыты, фрески аккуратно заклеены. Кстати, над внутренним убранством собора трудились знаменитые русские художники и скульпторы, в том числе Федор Бруни, Карл Брюллов, Петр Клодт. Необычный для православного храма витраж создал немец Генрих Мария фон Гесс.
О том, как какие видимые изменения произойдут в соборе, пока можно только гадать. Но одно будет почти наверняка царские врата, согласно церковным канонам, закроют, поэтому витраж «Вознесение Христа» будет скрыт.
Спуск в подвалы собора находится как раз за иконостасом. Там внизу работает все техническое оборудование музея. Благодаря ему в здании поддерживаются постоянная температура от 18 до 20 градусов и влажность 55-60%. В таких условиях фрески лучше сохраняются.
Система теплоснабжения новая, действует в соборе только второй год. Сотрудники поменяли бесконечные трубы и калориферы. Везде установлена автоматика. На это было потрачено 46 миллионов рублей. Лет на 15-20 вопрос точно закрыт.
Еще одна трата музея - лифт для гостей с ограниченными возможностями. Его установили четыре года назад. В нем колясочники поднимаются на колоннаду. Шахта была и раньше, еще со времен Монферрана. Старый лифт поднимали гидравликой. Потом был советский лифт. Новый лифт обошелся музею в 23 миллиона рублей.
Прогулка на крыше по технической дорожке заставляет смотреть на собор иначе и видеть вокруг не скульптуры прекрасных ангелов или недавно отлитые колокола, а миллионы и миллионы потраченных на это рублей. Каждая старинная деталь тут требует денег.
Пожарную систему поставили 10 лет назад, в этом году планировали обновить. Проект стоит полмиллиона, оборудование и работы – еще около 10 миллионов.
Колоннада Исаакиевского собора - место очень популярное. В теплое время года сюда в день поднимаются сотни, может быть, тысячи людей. Видно буквально все достопримечательности города. Где еще в Петербурге найти такую высокую видовую площадку с обзором в 360 градусов. Билет стоит 150 рублей. Доходно для музея.
Только в 2016 году Исаакиевский собор посетило четыре миллиона туристов. Здесь было проведено около 600 служб. Зачем понадобилось менять сложившуюся систему отношений? У представителей РПЦ аргумент один.
«Храм становится храмом. Простите за тавтологию, но то, что создано как храм, становится храмом», - сказал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Его-то и услышал губернатор Полтавченко, приняв решение передать храм Московской патриархии. Новый пользователь будет обязан сохранять все музейные объекты и ценности, которые неотделимы от памятника.
«Должен быть заключен договор с новым пользователем объекта на сохранность музейных объектов. Договор жесткий. Там прописывают правила температур и т.д.», - говорит вице-губернатор города Михаил Мокрецов.
Но содержать само историческое здание теперь будет обязан владелец, то есть Санкт-Петербург. Ремонт, реставрация, коммуникации все, за что раньше платил музей, зарабатывавший на билетах, будет финансироваться из городской казны. Процесс запущен. Уже понятен и порядок передачи объекта - на все про все уйдет больше двух лет. Что будет после этого с сотрудниками музея, а их около 400 человек, пока неясно.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе