Заветам Станиславского следуют не только актеры. Ведь нужно, чтобы зритель во время спектакля верил всему: актерской игре, декорациям и костюмам. Хотя сегодня на Гамлета могут надеть джинсы, а на Джульетту свитшот, такие наряды тоже нужно правильно подобрать. В каждом крупном театре есть своя швейная мастерская. Для рубрики «Сам себе» корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Рогальская разузнала секреты профессии театрального костюмера.
Для этих людей театр точно начинается с вешалки, точнее с костюмов на ней. Наталья - начальник пошивочной мастерской в театре РАМТ. Она видит в прямом смысле всю театральную изнанку.
«Все начинается с эскизов. В наш цех приходит художник с эскизами и ставит задачу - что и как должно быть. Потом делаются выкраски, с которыми мы едем с художником на закупку и выбираем ткани», - рассказывает начальник пошивочной мастерской Наталья Костина.
Нередко приходится выполнять необычные заказы режиссера. «Стояла задача и у нас, и у художника сделать костюм только из ткани, но чтобы он выглядел пушистым или лохматым, как мех», - поделилась Наталья.
Тяжеловесный костюм достанется актеру, который играет роль жука. Каждая деталь выполняет свою функцию. «В костюме есть такие элементы, благодаря которым когда жука кусают и он умирает, у него внезапно появляется кровь», - говорит начальник пошивочной мастерской.
В швейном цехе как будто оживают картинки из учебника истории. Старинные наряды на любой вкус. Дорабатывается образ уже на актере. Чтобы костюм во время спектакля зрители увидели во всем великолепии, костюмеру нужно его подготовить - навести лоск.
«Перед каждым спектаклем каждая рюшечка крахмалится, отглаживается, чтобы придать верхней юбке пышность», - поясняет руководитель женского костюмерного цеха Алиса Смоктунова.
У костюмеров есть свои профессиональные секреты - ни один зритель о них не догадается. Если каждый наряд состоит из нескольких деталей, то масштабы всего театрального гардероба трудно даже представить. На складе, где хранится большая часть костюмов, можно буквально заблудиться. Там несколько тысяч нарядов. Но опытный костюмер всегда знает, где висят наряды для «Тома Сойера», а где для «Вишневого сада».
Ни один театр не сидит на месте. На гастроли он отправляется вместе со всеми декорациями и костюмами. «Все должно быть идеально, артистка не должна думать, все ли у нее в порядке с костюмом», - говорит руководитель женского костюмерного цеха.
Но иногда думать об этом приходится. Не всегда можно создать костюм красивый, и в то же время удобный. Актриса Анастасия Прокофьева говорит, что тяжелее всего работать в нарядах из искусственных тканей.
«В таких костюмах очень жарко. Ты мгновенно потеешь, краснеешь, тебе становится душно. Но мы справляемся, зимой наоборот в них очень хорошо. Недавно было минус 30, мы играли и даже подмерзли», - рассказывает актриса.
Финальная стадия работы костюмера - подготовка актрисы к спектаклю. Обычно на это остается совсем мало времени. В свободном костюме актриса может быстро выбежать на сцену. В узком же корсете с кринолином движения будут более скованными. Наряд влияет на поведение актера на сцене и в какой-то степени формирует образ. Работа костюмера совсем не шита белыми нитками. На создание одного наряда может уйти несколько месяцев, но зато потом на сцене все выглядит идеально.
Подробнее в сюжете: Театр