Две девушки, раскинув руки в танце наподобие главных героев нашумевшего мюзикла «Ла ла ленд», фотографируются для «Инстаграма». Через минуту снимок с хештегом #квествместолекций появляется в ленте студентки журфака МГУ, а следом за ним – комментарий «Принято». Это значит, что ребятам только что начислили один балл за выполненное задание – одно из самых простых, которое есть в «Квесте вместо лекций», – снять фотопародию на любой фильм, номинированный на «Оскар». На уходящей неделе учащиеся факультета опробовали этот новый учебный формат и пришли к выводу, что квест – это не столько обучение, сколько контроль знаний. Корреспондент «МИР 24» понаблюдал за ходом игры.
Перед началом квеста ребят делят на команды. В ближайшие полтора часа – стандартные для учебной лекции – их будут называть Довлатовым, Буковски, Томпсоном, Хемингуэем и другими не менее известными именами писателей. Каждая команда, помимо айпада и телефона, получает от организаторов инструктаж: за все время игры необходимо выполнить 20 заданий (по крайней мере, постараться успеть сделать их все).
Суть проста: нужно определить зашифрованное место, затем – способ получения кода и его местоположение. Если код введен верно – значит бонусные баллы начислены, и можно переходить к следующему заданию. Локация квеста – старинный квартал 41, в архитектурный ансамбль которого входит множество исторических построек.
О бессмысленности попыток подобрать код наугад участников предупреждают с такой дальновидностью, будто они – авторы экстремальных видео, чьи трюки не рекомендуется повторять без специальной подготовки. На самом деле их видеоролики весьма безобидны.
«У нас тут жара происходит! Присоединяйтесь! Пишите комменты! Квест вместо лекций – просто супер! Я верю в девчонок!» – первокурсник Манфред, по иронии судьбы оказавшийся в девичьем «рассаднике», снимает себя в прямом эфире «Инстаграма».
В это время девушки из его команды спешно пытаются понять, каким стихотворным размером написан «Марш» Маяковского – четверостишие они только что нашли на задворках Романова переулка. «Дней бык пег. Медленна лет арба. Наш бог бег. Сердце наш барабан» – надпись еле заметно нанесена черным маркером на деревянном палетте.
«Мы вводили уже 28 вариантов, ничего не подходит! – сокрушаются девушки, не отрываясь от планшета.- Уже весь гугл обгуглили, осталось только вызвать дух Маяковского!» – девчонки так увлеклись игрой, что, кажется, совершенно забыли про двадцатиградусный мороз: никто из них не жалуется на холод.
В итоге решают повторно набрать в ответе «тактовик» – система одобряет вариант, начисляет им баллы и выдает следующее задание. Девчонки ликуют, Манфред снимает их улыбки в прямом эфире, все внимательно изучают следующее задание и дружно отправляются на поиски современного Гомера.
Справляются быстро: во внутреннем дворике факультета искусств МГУ гуляет агент квеста – человек в темных очках, изображающий слепого старца. Ребята получают код в обмен на семь персонажей «Иллиады». Назвать их нужно без помощи «гугла», хотя обычно использование поисковых систем и электронных энциклопедий в квесте не возбраняется, наоборот – это и есть суть игры. Квест проверяет навыки работы в интернете с большим потоком информации при помощи современных гаджетов.
За Гомером следует Недоросль – невысокий молодой человек в голубой шапочке и больших наушниках ходит из стороны в сторону. Ребятам нужно узнать, какую песню он сейчас слушает. На помощь приходит популярное мобильное приложение «Шазам», с помощью которого в сети можно найти название практически любой песни. По сути, задание проверяет не столько знания, сколько доходчивость и смекалку.
В это время «Томпсон» снимает видеоролик в стиле «Манекен Челлендж» около памятника Ломоносову, расположенному во дворе факультета. Ребята напоминают «инженеру» команды, ответственному за техническую сторону выполнения заданий, что надо не забыть проставить под опубликованным видео хештеги – иначе преподаватели попросту не увидят выполненное задание.
Чтобы составить задания, организаторы проанализировали учебную программу студентов за минувший первый семестр. При этом условились, что проверять будут не только полученные знания, но и то, насколько хорошо ребята представляют, в каком месте они учатся.
Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова рассказала корреспонденту «МИР 24», что интерес к «Квесту вместо лекций» возник моментально. О предстоящей игре студенты узнали во время каникул, и запись была заполнена за несколько часов, несмотря на то, что обычно учащиеся не пользуются сайтом во внеучебное время.
«Фактически это не квест вместо лекций, а квест после лекции, ведь мы не можем отказаться от традиционных форм образования и при этом все-таки должны разнообразить их, ведь сегодняшний студент – это человек с мобильным гаджетом в руке, – говорит Вартанова. – Квест опирается на умение найти информацию в интернете и оперативно ответить на вопрос. Я всегда знала, что с нашими студентами можно пробовать все. Главная проблема квеста в том, что у нас по 300 с лишним студентов на курсе, а для эффективной работы могут собраться вместе не более 150 человек. Когда разрешим этот вопрос, думаю, сможем проверять ребят квестами на знание самых разных предметов. Уверена, что им удастся объединить современный способ получения и распространения информации в технологической среде и фундаментальные знания, которые даются на факультете».
На вопрос о том, возможно ли заменить традиционные экзамены на квесты, Вартанова ответила, что ей нравится эта инициатива как форма проверки остаточных знаний. Она предположила, что какую-то информацию, возможно, студентам таким способом будет легче вспомнить, чем просто отвечая на вопросы стандартных тестов.
Две первокурсницы оживленно обсуждают квест на обратном пути в здание факультета.
- У вас была типография?
- Да, и еще «Санта Барбара»!
После нескольких минут бурного обмена впечатлениями сходятся во мнении, что хорошо было бы пройти «Квест вместо лекций» еще раз во время летней экзаменационной сессии и что квест – это не столько обучение, сколько контроль знаний.
Один из модераторов квеста Алексей Шалаев рассказал, что участники игры оказались гораздо мобильнее тех, кто пробовал проходить его ранее.
«Ребята молодцы – звонили в штаб за подсказками не очень часто. Мы проводим эти квесты и со взрослыми, в крупных компаниях – порой они обращаются за помощью во время квеста чаще, чем студенты. Видно, что ребята гораздо быстрее ориентируются в гаджетах и на местности, но скорость сыграла с проигравшими злую шутку – они слишком быстро пытались все решить и не могли спокойно всей командой обдумать задание».