Токсиколог: Противоядий гораздо меньше, чем отравляющих веществ

15:53 15/02/2017

Главный токсиколог Москвы Юрий Остапенко рассказал в эфире телеканала «МИР 24» об отравляющих веществах, их доступности и опасности для обычного человека.

СМИ сообщают, что перед смертью брат Ким Чен Ына жаловался на жжение в глазах и головокружение. Что это может быть за вещество?

Ю.О.: На основании этих данных какие-то конкретные предположения сложно выдвигать. Дело в том, что головокружение – это общий признак, голова может кружиться от любой ситуации. А жжение в глазах, как правило, является следствием воздействия внешних причин – вещества, которое обладает любым раздражающим эффектом.

Тем не менее, яд был очень токсичный. Как же тогда его применили в аэропорту, ведь он был опасен и для самих нападавших?

Ю.О.: Необходимо все-таки смотреть, как именно это произошло. Есть ведь версия, что платок приложили или иглы применили. В зависимости от применения яда - соответствующая опасность для окружающих. Конечно, если это вещество, обладающее высокой токсичностью, то применяющий его человек должен применять меры личной безопасности – хотя бы защитные перчатки и маску.

Насколько эти вещества доступны, и можно ли их купить в аптеке?

Ю.О.: Не то, чтобы это какие-то секретные материалы. Токсичных веществ очень много. В принципе яды как таковые не должны быть доступны и продаваться где-либо, но, как показывает печальный опыт, они могут производиться в индивидуальных условиях. Например, в токийском метро было применено известное отравляющее вещество зарин, которое изготовили в квартире, в не заводских условиях. Совсем необязательно, чтобы вещество было доступно, его можно изготовить и самостоятельно.

Сколько времени может потребоваться, чтобы определить точную причину смерти? И как вообще происходит эта процедура?

Ю.О.: Есть определенный стандарт подобной процедуры. Если человек погибает, его тело отправляют на судебно-медицинскую экспертизу. Сначала оценивается общий вид погибшего, делает патологоанатомическое вскрытие, которое показывает наличие или отсутствие изменений в органах. Затем производится химико-токсикологическое исследование – берутся анализы крови, мочи, кусочки органов. В норме заключение судебно-медицинского эксперта, при отсутствии форс-мажоров, делается не ранее, чем через месяц.

Исходя из вашей практики, как часто убийцы в наши дни используют отравляющие вещества?

Ю.О.: Если мы не будем касаться террористов, которые используют боевые отравляющие вещества, все-таки это не так часто. Чаще используются вещества с целью приведения жертвы в беспомощное состояние для ограбления.

Сегодня от всех ли ядов есть противоядие?

Ю.О.: Нет, конечно. Ядов очень много. Если брать яды, направленные конкретно на убийство человека, там, как правило, противоядия делаются. Есть также противоядия против наиболее широко применяемых отравляющих веществ. Количество отравляющих веществ трудно перечислить, а вот количество антидотов достаточно невелико – 40-50 наименований.

Есть легенда, что понтийский царь Митридат, боясь отравления, приучал себя к ядам, постепенно увеличивая дозу. На практике это реально?

Ю.О.: Я бы сказал, что это заблуждение. Организм привыкает к внешним неблагоприятным воздействиям и вырабатывает защитные пути - это так. С ядами однако это не работает.