Сегодня Курту Кобейну исполнилось бы 50 лет. В этот день мы решили рассказать об актрисе Фрэнсис Фармер, в честь которой Кобейн и Кортни Лав назвали свою дочь, чье платье надела Кортни во время свадьбы на Гавайях, которой Nirvana посвятила песню Frances Farmer Will Have Her Revenge On Seattle. Эта женщина была звездой Голливуда и нищей, трижды была замужем, пережила семь лет в психиатрических клиниках и лоботомию, закончив свои дни в полной безвестности, чтобы потом стать символом воли для Курта Кобейна и многих других.
Поездка в СССР и контракт с Paramount Pictures
Фрэнсис Фармер родилась в Сиэтле 19 сентября 1913 года и стала четвертым ребенком в семье Лиллиан Ван Орнум и Эрнеста Фармера. Мать отличалась волевым и взбалмошным характером, не в пример нерешительному и мягкому отцу. С детства Фрэнсис была очень ярким ребенком – увлекалась литературой и театром, однажды в школе получила 100 долларов за эпатажное эссе под названием «Бог умер». В 1931 году Фармер поступила на факультет журналистики в Вашингтонский университет, а потом перешла на театральный.
Впервые на сцене Фрэнсис оказалась уже в 14 лет, когда вместе со старшей сестрой играла в постановке «Дочь пирата» в воскресной школе. По некоторым данным, на следующий день в газете The Seattle Daily Times появилось ее фото с подписью «Будущее театра Америки растет в нашем городе». В университетском театре Фармер быстро стала заметной и начала мечтать о Бродвее.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Жизнь в нирване: 10 причуд Курта Кобейна
Путь в Нью-Йорк для нее открылся в 1935-м, когда коммунистическая газета наградила Фармер за роль в спектакле «Дядя Ваня». Призом стала поездка в СССР и посещение заветного МХАТа. Это вызвало бурное негодование матери, которая пускала часть своей неуемной энергии в общественно-политическую деятельность и с 20-х годов активно участвовала в антикоммунистическом движении. По возвращении девушке пришлось столкнуться с обвинениями в симпатии к коммунистам, причем далеко не только от матери, которая успела настрочить в газеты письма об опасности «кровавого кинжала Советов» для молодого поколения. Имя девушки клеймили на митингах, что потом, однако, выгодно сказалось на ее карьере.
Помимо знакомства с русской театральной традицией Фармер преследовала и другую цель – на обратном пути остаться в Нью-Йорке. Итак, она сдает билет на автобус до Сиэтла, снимает на имеющиеся 45 долларов комнату и начинает ходить на пробы. Уже через несколько недель девушка подписывает контракт с Paramount Pictures.
Блестящий взлет и череда психиатрических клиник
Уже в 1936 году Фрэнсис Фармер дебютировала в картине «Слишком много родителей». В том же году она вышла замуж за актера Лейфа Эриксона, с которым познакомилась на съемках. Затем последовали фильмы «Ритм на кручах» и «Приди и владей», которые были прекрасно приняты публикой – особенно последний, в котором Фармер играет одновременно потрепанную жизнью певицу кабаре и ее дочь. Фармер становится молодой кинозвездой, ее называют новой Гретой Гарбо...
Вскоре она решила, что роль студии и продюсеров в ее карьере слишком велика и у нее нет права выбора ролей. В 1937 году Фармер уговорила киностудию приостановить контракт – The Group Theater пригласил ее на главную роль в постановку «Золотой мальчик» по пьесе Клиффорда Одетса. Спектакль ждал огромный успех. У Фармер и Одетса завязался роман, но ненадолго – закончился с возвращением из Европы жены Одетса. Если для драматурга это была лишь очередная интрижка, то для Фармер, кажется, любовь всей жизни. Актриса стала пить, употреблять бензедрин, который в те времена часто использовали как средство для снижения веса, и игнорировать пробы, на которые ее приглашали.
В конце-концов, ей ничего не осталось, кроме как вернуться в Голливуд и продолжить работу по контракту. Ее характер уже стал неуживчивым, и продюсеры начали отказываться от ее участия в проектах уже после начала съемок, а в 1942 году Paramount Pictures разорвал контракт. Вскоре окончательно распался ее брак с Эриксоном.
То, что происходило в ее жизни с этого момента, описывается по-разному. Одни утверждают, что Фармер стала истеричной опустившейся кинодивой, привлекающей к себе неприятности. Другие – что она была жертвой обстоятельств и расплачивалась за свой вольный характер. Так или иначе, 19 октября 1942 года Фармер пускается в пререкания с полицейским, за что получает штраф и условный тюремный срок за езду без прав в нетрезвом виде и оскорбление сотрудника полиции.
В январе 43-го на съемках малобюджетной мелодрамы она снова оказывается в полиции. Дело в том, что в первый день съемок актриса умудрилась сломать челюсть парикмахеру киностудии. Устроив дебош в зале суда и запустив в судью чернильницей, актриса получила 180 дней тюрьмы. «А вы когда-нибудь жили с разбитым сердцем?» – кричит она репортерам на выходе из зала. Через несколько дней Фармер переводят в психиатрическое отделение Главного Госпиталя Сан-Франциско, где ставят ей диагноз: маниакально-депрессивный психоз. Для лечения ее направляют в санаторий, в качестве одного из методов к ней применяют инсулиношоковую терапию. Суть этого метода сводится к тому, что пациенту вводится большая доза инсулина, вызывающая гипогликемическую кому. Спустя более чем полгода Фрэнсис удалось бежать к сестре, а затем вернуться домой в Сиэтл.
23 марта 1944 года суд удовлетворил ходатайство матери о признании Фрэнсис недееспособной. Актриса попала в Западный госпиталь Вашингтона, где к ней в течение трех месяцев применяли электросудорожную терапию. В начале 1945 года Фармер задержали на границе с Мексикой и вернули в дом родителей. По настоянию матери она снова легла в Западный госпиталь Вашингтона, где провела целых пять лет. Некоторые данные говорят о том, что актрисе сделали операцию на мозге – лоботомию. Хотя сама Фармер и ее близкие этот факт отрицали, доктор Вальтер Фриман, продвигавший этот вид лечения в психиатрии, заявлял, что Фармер была его пациенткой.
Снова успех и конец карьеры
В марте 1950 года Фармер выписали из больницы по желанию отца. Она вернулась домой в статусе недееспособной, в гражданских правах ее восстановили лишь через четыре года. В Сиэтле она устроилась работать в прачечную отеля, а в 1954 году снова вышла замуж за некоего Альфреда Нобли, но спустя шесть месяцев сбежала в Калифорнию.
Вскоре умерли ее родители, и она получила возможность купить себе дом. В 57-м году Фармер разводится с Нобли и выходит замуж за Леланда Майкселла, работавшего телевизионным промоутером в Индианаполисе. Она немного играла в театре и сериалах и даже добилась успеха на новом поприще. Шоу «Фрэнсис Фармер представляет», которое она вела, стало крайне популярным, и все шло неплохо до очередного развода в 64-м. Фармер снова начинает пить, ее увольняют с телевидения.
1 августа 1970 года некогда многообещающая звезда на голливудском небосклоне умерла от рака в возрасте 56 лет. На похоронах присутствовали только шесть ее подруг, которые и несли гроб. После смерти Фрэнсис Фармер была опубликована автобиография, работу над которой актриса начала еще в 40-х годах.
Каким-то удивительным способом имя Фармер живет до сих пор – о ней снято несколько фильмов, один из которых «Фрэнсис» с Джессикой Лэнг в главной роли. В честь актрисы взяла себе псевдоним известная французская певица Милен Фармер.
Мария Аль-Сальхани
Подробнее в сюжете: Новости кино