Такое разное кино: чем авторские фильмы отличаются от поп-корновых
Андрей Звягинцев снова в Каннах. Фильм «Нелюбовь» вошел в основную программу кинофестиваля. Картина рассказывает о кризисе семейной жизни у людей, которые прожили в браке более десяти лет. Звягинцев уже не первый раз представяляет свою работу на Лазурном берегу. В 2014 году его фильм «Левиафан» получил приз за лучший сценарий. Зрители уже давно обратили внимание, что картины режиссера - это не развлечение, над ними надо размышлять. Такое кино называют авторским. Чем оно отличается от массового, поп-корнового, разбиралась корреспондент «МИР 24» Екатерина Рогальская.
Кино - командная работа. Обычно в создании фильма принимают участие огромное количество людей - режиссер, операторы, сценаристы, актеры, множество статистов. Каждый из них выполняет свою функцию. Совсем не так в авторском кино. Там все подчинено одному мастеру. Режиссер здесь может быть и сценаристом, и продюсером, и даже монтажером. Актеров в авторском кино тоже немного.
Много различий в операторской работе. Авторское кино выбирает необычные ракурсы, фильтры и длинные кадры. Одна и та же сцена - например, в кафе - в авторском и массовом кино выглядит совершенно по-разному. В отличие от мейнстрима авторское кино заставляет задуматься, почему режиссер изобразил эту сцену именно так. Массовое кино понятно каждому.
Блокбастеры - как «Аватар» или «Звездные войны» - рассчитаны на широкую аудиторию, такие фильмы обычно собирают огромные деньги, счет на миллионы и даже миллиарды. Авторское кино - как о нем часто говорят - на любителя. Естественно, кассовые сборы там гораздо скромнее.
Фильм «Орлеан» режиссера Андрея Прошкина собрал в прокате 300 тысяч долларов. При этом потрачено на него было 2,5 миллиона. Однако, как говорит Прошкин, он готов работать даже для небольшого количества заинтересованных зрителей.
«Если в коммерческом кино некоторое количество штампов необходимо, они облегчают зрителю восприятие - наезженная дорога, по которой зрителю приятно ехать, то авторское кино - это что-то кочковатое и ухабистое, которое доставляет дискомфорт. Но вот для нас эти кочки и ухабы - самое интересное», - отметил режиссер.
Кочки и ухабы авторского кино - это реальные проблемы: бедность, жестокость, голод, нетерпимость. Режиссеры-одиночки не стараются приукрасить жизнь, как в мейнстриме, а, наоборот, показывают все наболевшее.
«Большинство ждет развлечения, интертеймента, и эскапизма, то есть на два часа надеть очки и улететь на Пандору или вместе со «Стражами галактики» позащищать ее вместе со смешным енотом. Авторское кино позволяет идти чуть дальше, глубже, чем привык массовый зритель большого студийного кино», - говорит кинокритик Андрей Русанов.
Конечно, массовое кино не значит плохое, так же как и авторское не означает хорошее. Чтобы выработать свой зрительский вкус, нужно посмотреть как можно больше фильмов. Причем, самых разных.