В Израиле скончался культуролог и кинокритик, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. О его смерти на своей странице в facebook сообщил Виталий Манский. Дондурей не дожил до 69-летия 9 дней. Коллеги Дондурея вспоминают о том, чем запомнился один из самых ярких деятелей кино современной России.
О смерти Даниила Дондурея написал в 8 утра по московскому времени режиссер, президент «Артдокфест» Виталий Манский.
«Невозможно произнести эти слова... Даниил Дондурей, (Даня) ушел от нас! В этом факте жесточайшая несправедливость жизни. Прощай друг!», - отметил он.
Позже смерть Дондурея подтвердил коллега кинокритика Антон Долин.
Киновед Александр Шпагин узнал о смерти Дондурея от корреспондента телеканала «МИР 24». По словам Шпагина, с этой смертью российская культура потеряла уникального человека, который соединил культурологию и социологию с киноведением, сделав этот новый вид творчества максимально доступным для широко круга людей (не только специалистов).
«Когда Дондурей стал главным редактором журнала «Искусство кино» [1993 год – прим. «МИР 24»], этот журнал находился в некотором кризисе. Как и вообще российское кино, – рассказал Александр Шпагин. – В то время кино было «малокартинное» – снималось все меньше и меньше фильмов. И необходимо было, чтобы кто-то заново оживил не только кино, но и киноведение. Что и сделал Дондурей».
Шпагин вспоминает, что Дондурей ввел в журнал огромное количество всевозможных дискуссий и круглых столов. И сам стал очень много писать о новом зарубежном кино, что во многом и оживило российское кинособщество.
«Он пропагандировал кино, не попадающее в наши кинотеатры – современное зарубежное кино, которое показывают только на фестивалях», - рассказал Шпагин.
Ректор ГИТИС и театральный критик Григорий Заславский назвал смерть Даниила Дондурея «большой потерей для киноискусства».
«Он был не просто кинокритиком – он был социологом. Дондурей рассматривал кино не само по себе, а в призме формирования российского общества – он пытался понимать современное российское общество через то кино, которое это общество о себе снимает», - считает Заславский.
По словам кинокритика Никиты Карцева, Дондурей уделял огромное влияние изучению российского телевидения.
«Он был чуть ли не единственным в России, кто систематически призывал к изучению отечественного ТВ – индустрии, производящей десятки и тысячи тысяч часов видеоконтента ежегодно, контента, который никто толком не анализирует и не интерпретирует. Дондурей умел быть отважным и непримиримым – отсюда его конфликт с председателем Союза кинематографистов Никитой Михалковым, стоивший Даниилу Борисовичу немало здоровья».
После того как на съезде Союза кинематографистов (2008) Дондурей открыто выступил за снятие полномочий председателя с Никиты Михалкова в пользу Марлена Хуциева, редакцию журнала «Искусство кино» выселили из здания на улице Усиевича.
«Дондурей умел быть тонким и ироничным. Его понимание глобальных культурных процессов, общественный вес, любознательность и открытость, желание и стремление дать высказаться другим – делали его идеальным главным редактором. Лучшим из всех, с которым мне когда-либо довелось работать», - вспоминает Карцев.
Даниил Дондурей - кинокритик и культуролог, родился 19 мая 1948 года в Ульяновске. С 1993 года возглавлял редакцию журнала «Искусство кино». Лауреат премий «Литературной газеты», журналов «Литературное обозрение», «Смена», «Декоративное искусство». В 2016 году получил премию «Ника» - «за вклад в кинематографические науки, критику и образование».
По предварительной информации, прощание с Дондуреем пройдет в воскресенье или понедельник в Центральном доме литераторов, сообщили в журнале «Искусство кино».
Алексей Синяков
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания