Бело-синее искусство, или Как делают фарфорового Ждуна

18:46 12/05/2017
Бело-синее искусство, или Как делают фарфорового Ждуна

Егорьевское шоссе, 50 километров на восток от Москвы – и вот мы в Гжели, месте, которое стало самым настоящим брендом. Через каждые пять метров вдоль дороги стоят магазины и прилавки с самым популярным местным товаромгжельским фарфором, который сегодня ценится наряду с русской матрешкой и валенками.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Еще в екатерининские времена знатоки ломали голову над феноменом – в чем секрет огромной популярности изделий безвестных крестьянских умельцев. И уже тогда сам собой напрашивался верный ответ: ориентировались мастера в первую очередь на вкус и запросы простого люда.

К середине прошлого века о Гжели шла слава как о «русском Стаффордшире», по аналогии со всемирно известным керамическим центром в Англии. И тут не было преувеличения: в этом единодушны все сегодняшние исследователи промыслов.

Как ни странно, но гжельская роспись не является на самом деле традиционно русским искусством. Мода на изделия из керамики и фаянса пришла в Россию из… Голландии, когда Петр I и Александр Меншиков привезли голландские изразцы в Россию.

Горячими поклонниками Гжели были Юрий Никулин, Борис Покровский, Александр Абдулов, Зиновий Высоковский. Уникальные вещи в авторском исполнении хранились и у «железной леди» Маргарэт Тэтчер, в семье Индиры и Раджива Ганди, в английском королевском доме и в семье японского императора.

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Процесс создания гжельских изделий состоит из нескольких этапов. Начинается путь будущей вещи в литейном цехе. Здесь жидкий фарфор разливают по формам. Получаются кувшины, чайники, тарелки и фигурки. Затем изделия отправляются в печь. После первого обжига посуду окунают в ванночку с розовым раствором - проверяют на брак. Целую посуду расписывают черным цветом. Краска, похожая на разведенный уголь, это кобальт. Гжельская посуда расписывается только вручную. Работа кропотливая, требует внимательности и усидчивости, поэтому среди живописцев – только женщины. В основе техники росписи гжельского фарфора – мазковая роспись. Здесь нет четких рамок – процесс у каждого индивидуальный.

Когда рисунок высыхает, изделия окунают в глазурь. После второго обжига изделия становятся уже твердыми, розовый цвет исчезает и проявляется подглазурная роспись. Температура в печах достигает до 1350 градусов. Первый обжиг длится 16 часов. При температуре 900 градусов. Второй - 36 часов при температуре 1350 градусов. Если накладывают цветные краски, изделие отправляют на третий обжиг, где температура составляет 750 градусов. Говорят, что стены в печах покрываются слоем такого же материала, как космические корабли.

ДИНАСТИЯ КУЗНЕЦОВЫХ

Одним из основателей фарфорового производства в Гжели был Яков Кузнецов. В 1810 году он выкупился на волю у помещика и открыл в Гжели собственное дело. Историю ремесла продолжили его сыновья Терентий и Анисим, а потомки расширили дело до масштабов фарфорово-фаянсовой монополии России. С того времени, а точнее - с 1818 года, ведет свою историю фарфоровый завод в Новохаритоново.

В 50-е годы XIX века завод перешел от Кузнецовых во владение к их родственникам по женской линии – братьям Акулиным. После революции завод был национализирован, потом снова передан прежним хозяевам и продолжал производство фарфоровых изделий. В 1914 году в Новохаритоново по инициативе Кузнецовых была открыта Гжельская керамическая школа. А в 1931 году был создан Гжельский силикатно-керамический техникум, многие выпускники которого по сей день приходят работать на Гжельский фарфоровый завод.

ГЖДУН

Не так давно на Гжельском фарфоровом заводе художники создали Ждуна в переднике и с чайником. По словам директора по развитию, одна из задач, которую преследовали авторы так называемого Гждуна – вернуть интерес молодежи к народным промыслам. Ждун, вдохновивший мастеров Гжели, стал популярным интернет-мемом этой зимой.

По замыслу нидерландской художницы Маргрит фон Брейфорт, скульптура изображает пациента, ожидающего приема врача. Как говорят на предприятии, руководство завода уже договорилось с голландским автором о сотрудничестве. После того как за считанные минуты новость о производстве гжельского Ждуна разлетелась по Рунету, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев решил не отставать от тренда и разместил фарфоровую фигурку у себя на столе.

Татьяна Поддубская