Метиловая отрава. В России – новые случаи отравления суррогатным алкоголем. В Сергиевом Посаде его жертвами стали четыре человека, в Астраханской области – четверо, в том числе один подросток. Откуда берется суррогат, и почему его продолжают пить – в эфире программы «Акценты» на телеканале «МИР 24» прокомментировали главный редактор портала «Алкоголь.ру» Михаил Смирнов и врач-нарколог Марат Сараев.
- Почему в России люди продолжают травиться суррогатом?
Михаил Смирнов: Полностью победить это зло не удастся никогда. Основная причина массовых отравлений в том, что у нас очень дорогая официальная водка. Государство слишком подняло цены и акцизы и слишком снизило число точек продаж. В результате народ находит подпольный спирт, чаще всего гидролизный, находятся и люди, которые такую продукцию предлагают. Некоторые особо жадные начинают продавать метиловый спирт, который по запаху невозможно отличить от этилового. Например, в Прибалтике метиловый спирт стоит копейки. Там его закупают, потом привозят его в Россию, разливают, и народ травится.
Марат Сараев: На мой взгляд, первоочередная проблема и причина отравлений – в безграмотности народа. Власти и мои коллеги-наркологи плохо доносят до людей информацию о том, что употребление метилового спирта и суррогата может привести к тяжелой инвалидности и смерти. Случаи отравления проходят в СМИ резонансно, когда за раз в разных областях гибнут по 5-6 человек. Но от отравления метанолом люди гибнут каждый день. Это давняя проблема и за полгода ее не решить, по крайней мере, теми методами, которыми ее пытались решить. В частности, запретить в аптеках продавать боярышник.
- В обоих последних случаях массового отравления люди пили некую спиртосодержащую жидкость из канистры. В одном случае емкость компании подарил неизвестный мужчина, а во втором – канистру и вовсе нашли на берегу. Наши люди вообще ничего не боятся?
Марат Сараев: Все как в фильме, в котором в реке нашли бочку спирта и вся деревня стала его пить. К сожалению, этот сюжет отражает реальное положение вещей в нашей стране.
Михаил Смирнов: Когда ликвидировали подпольную водку, ее отвозили на предприятия и там переливали в пятилитровые канистры. Потом эта водка проходила как жидкость для омывания окон, растворитель. Кто знал, покупал эти канистры. Потом лафа кончилась, но нашлись дельцы, которые стали использовать другие вещества – гидрашку с метанолом. Люди покупали 5 литров за 500 рублей, чтобы не платить 200-300 рублей за пол-литровую бутылку водки.
- В какой промышленности используется метанол?
Михаил Смирнов: В химической. Для производства пластиков и резины. Запрещать большой раздел химии, чтобы люди не травились, неправильно. Надо снижать стоимость водки, ведь на самом деле дешевой водки сейчас в России нет, а травятся в основном люди не самые благополучные в финансовом плане.
Полную версию интервью смотрите в видеоролике.