Технологии будущего: как вернуться к полноценной жизни?

16:10 26/06/2017

Основатель и генеральный директор компании, разрабатывающей бионические протезы, Илья Чех рассказал в эфире телеканала «МИР 24» об уникальном  устройстве, возвращающем детей и взрослых к полноценной жизни.

В чем принципиальная разница между механическим и бионическим протезом?

Чех: Механические протезы работают за счет силы самого человека, а биоэлектрические - за счет мощных импульсов при помощи специальных датчиков. Последние сложнее, в основном они делаются для взрослых. Они более функциональные, могут развивать большие усилия. Чем активные тяговые протезы, ими можно управлять с разной скоростью, выполнять различные схваты. 

Что вас побудило создавать такие протезы?

Чех: Мы начали заниматься этим проектом  с нашим партнером в Москве в 2013 году после университета. Я по образованию инженер-робототехник и всегда ставил перед собой цель заниматься в будущем именно робототехникой. Область медицины, протезирования и бионики является сейчас наиболее перспективной с точки зрения полезности для общества и в целом для развития человечества. После университета я принял решение заниматься применением робототехники в медицине.

Вы сами все придумывали? Или был все-таки учитель?

Чех: Сама схема старая, тяговые механические протезы делали в Советском Союзе и раньше. Мы полностью изменили вид конструкции под современные производственные реалии.

В каком году были созданы первые протезы?

Чех: Биоэлектрические протезы впервые были созданы в 1957 году. Самое интересное, что с тех пор они практически не изменились. Немного меняется механика и компонентная база, с точки зрения управления и тех функций, которые они выполняют, все осталось прежнее. 

А на Западе тоже советская схема используется?

И.Ч.: Совершенно верно. Она была успешно экспортирована в Европу, и теперь оттуда мы их покупаем. Одна из наших целей - создать более функциональный и интуитивный протез, чтобы максимально вернуть утраченные функции. Самое важное в протезе не количество схватов, а чтобы человек не задумывался над тем, как он им управляет. Управление должно быть на уровне рефлексов. Это очень важно не только с точки зрения технической разработки, но и с точки зрения обучения и реабилитации человека. В этом есть большая проблема в России и в мире, чем в том, чтобы технически создать протез. 

Насколько тяжело управлять современной бионической рукой? Сколько нужно учиться, чтобы она стала функциональной частью человека?

Чем удивили ученые

Чех: Первичное обучение занимает порядка двух недель. Это время, за которое человек учится понимать, какими импульсами мышц управляется рука, с какой силой нужно сжимать те или иные мышцы, представлять тот или иной жест в голове для того, чтобы движение выполнить. Дальнейшее привыкание зависит от того, насколько человек часто занимается с протезом, как часто он им пользуется, и что именно он им делает. 

Как далеко до того момента, когда человек с помощью вашего протеза сможет играть на фортепиано?

Чех: Наш бионический протез называется «Страдивари» не просто так. Мы ставим перед собой цель, чтобы человек мог играть на всех музыкальных инструментах. Такие цели мы ставим перед собой на период 20-25 лет. 

Как удалось добиться, чтобы российские протезы стали дешевле, чем западные аналоги? 

Чех: В России гораздо дешевле стоимость разработки таких изделий. И в России очень хорошая инженерная школа, которая позволяет очень быстро найти необходимые кадры, чтобы разработать необходимые изделия. И второй фактор - это механизм сертификации протезов в России. Для того, чтобы начать заниматься разработкой и продажей, существуют низкие административные барьеры. Благодаря этому мы всего через 1,5 года смогли выйти на всю Россию, работаем в 20 регионах. 

Детали протеза печатаются на 3D-принтере. Насколько бионическая рука прочна и надежна? 

Чех: Когда мы запускали проект, мы сразу ориентировались на современные технологии. Мы сразу применили промышленную трехмерную печать. Тот материал, который мы получаем, практически не отличается по характеристикам от промышленного пластика, который получается промышленным литьем. И самое главное, что мы еще применили, - все ответственные механизмы и элементы в протезе, даже детском, металлические. Мы применяем металлическую печать.

Изготовление индивидуального бионического протеза стоит немалых денег. Но в рамках социальных госпрограмм его можно получить и бесплатно. Что для этого нужно сделать? 

Чех: Для того, чтобы получить такой протез бесплатно, главное - быть гражданином РФ, можно даже жить за рубежом и правильно оформить все документы. Самое главное - это программа реабилитации, то есть человеку должны назначить такой протез в медико-социальной экспертизе. Как правило, это простая формальность - за неделю-две человек оформляет все эти документы, мы ему помогаем с этим. Мы не только занимаемся разработкой изделий, мы полностью сопровождаем человека от первого обращения до оплаты государством этого протеза.

Каким вам видится ближайшее будущее разработки, которой вы занимаетесь? Чему еще вы планируете научить свои руки?

Чех: В ближайшие пять лет мы планируем изготовить протезы для всех детей в России, которые в этом нуждаются, для того, чтобы начать приучать их к использованию функциональных протезов. Для взрослых мы планируем разработать более функциональную линейку биоэлектрических протезов, которые смогут пока еще не играть на фортепиано, но выполнять более тонкую моторику, шить, заниматься спортом и так далее.