Дорогая еда: когда в России подешевеет борщевой набор

12:12 06/07/2017

Недешевое удовольствие. Минимальная продуктовая корзина в России резко подорожала. По данным Росстата, с начала года цены на свеклу, морковку и лук выросли на 20%. На белокочанную капусту - в полтора раза. Почему дорожает еда – в эфире телеканала «МИР 24» пояснили директор «Совхоза имени Ленина» Павел Грудинин и экономист Дмитрий Моторин.

- По данным Росстата, за пять месяцев этого года минимальный набор продуктов подорожал на 10%. Но резкий скачок в 5% случился в апреле-мае. По мнению экспертов, это - прямое влияние выросших цен на овощи. Почему они вдруг подорожали, можете объяснить?

Павел Грудинин: Это нормальное сезонное подорожание, когда товар заканчивается, а новый урожай еще не пришел на прилавок, поэтому в условиях дефицита возникает подорожание. Потом будет падение цены. В сентябре капуста, картошка, морковь, свекла, то, что называется борщевым набором, достаточно серьезно подешевеет.

- Инфляция в России с начала года составила 1,5%. Получается, еда дорожает в три раза быстрее, чем растет инфляция. С экономической точки зрения это что-то означает?

Дмитрий Моторин: Я бы сравнивал цены за аналогичные периоды года. Сейчас мы наблюдаем обычное сезонное подорожание, с этим ничего сделать нельзя.

- Большинство фермеров называют рост цен сезонным явлением. Т.е. можно надеяться, что овощи подешевеют? Когда? Потом снова начнется рост?

Павел Грудинин: Оптовая цена на овощную группу (цена, по которой производители продают свою продукцию сетевым магазинам) на протяжении трех-четырех лет падает. Бананы круглый год стоят примерно в одной цене. Система дозревания бананов позволяет сглаживать эти ценовые всплески. Если бы в России были овощехранилища для круглогодичного, а не сезонного хранения картошки и моркови, то всплеска цен на эти продукты тоже не было бы. Надо менять технологии.

Например, импортные польские яблоки могут лежать год и более. Если мы построим такие же холодильники, то ценового всплеска на яблоки не будет. Более того в сезон они будут существенно дешеветь. Чем больше урожай, тем ниже цена.

- Нынешнее холодное лето повлияет на урожай и на цены?

Павел Грудинин: У нас такая большая страна, что в одном месте может быть недород, а в другом – произведено огромное количество продукции. Мы три года занимаемся перепроизводством – у нас гораздо больше овощей, чем нам нужно. Та же ситуация с зерном. Я не думаю, что будет всплеск цен. Конечно, если неурожай будет везде и товара будет меньше, тогда, соответственно, цена на него должна будет подняться.

- Есть немало производителей, которые во всем винят политику крупных торговых сетей. Супермакеты закупают овощи и фрукты по себестоимости, а продают в несколько раз дороже. На ваш взгляд, справедливое обвинение?

Дмитрий Моторин: Дело в том, что растут издержки, связанные с работой сетей. Если оценивать их чистую прибыль, то она не только не растет, но и местами сокращается. Это говорит о росте логистических издержек, аренды и издержек, связанных с наймом сотрудников. Совокупно эти издержки и влияют на наценку, на маржу.

Павел Грудинин: Нет, это не так. Рынок определяет цену. Если товара на рынке много, то магазины начинают между собой конкурировать. Если конкурента рядом нет, торговая сеть становится монополистом и начинает диктовать цены поставщику и покупателю. Этого надо избегать. Если на рынке будет конкуренция, то цена будет падать. Цена определяется спросом и предложением. Если товар не покупают, то ритейлер, торговец снижает на него цену или же перестает выкладывать этот товар на полки.

Полную версию интервью смотрите в видеоролике.