Эксперт-политолог: Вербовщики террористов находят самые слабые места

18:37 14/07/2017

Политолог Маис Курбанов посетил студию телеканала «МИР 24», где высказал свое мнение по поводу громкого скандала со Светланой Ухановой и рассказал, что делать, если ваш родственник попал под влияние вербовщика.

- Маис, здравствуйте. Итак, очередную россиянку, в этот раз с детьми и мужем, задержали на сирийско-турецкой границе. Что могло побудить их к побегу?

Маис Курбанов: Конечно, это печальное сообщение. Об этой ситуации мы узнали, а сколько остаются неизвестными. Численность людей, сбежавших в Сирию, нам известна, об этом говорил и президент Российской Федерации, и другие… Чтобы остановить их, надо как-то повлиять. Вербовщики начали с больших городов, теперь уже проникают в маленькие. В мегаполисах меры безопасности сегодня очень сильные, и слава Богу. Москва считается одним из самых безопасных городов мира. Вербовщики находят слабые места и вербуют таких не очень умных людей…

- Как им вообще удается это делать? Что нужно наобещать женщине, чтобы она все бросила и вместе с детьми поехала в полную неизвестность?

Маис Курбанов: Я лично сталкивался со случаем, когда у знакомого жена с двумя детьми убежала в «Игил» (террористическая организация, запрещенная в России – прим.ред). Это произошло так – она работала поваром, у нее появились какие-то подруги, которые стали ее вербовать. Она сбежала и до сих пор находится там, муж куда только не обращался – бесполезно. Зачастую женщин привлекают через любовь, они бывают влюбчивые, потом принимают другую религию… На постсоветском пространстве люди в основном атеисты, мы мало знали о религии. И, пользуясь этим, радикальные группировки распространяли свои убеждения с целью развалить Россию. Их были не десятки, а сотни. Все началось с Дагестана, Чечни и Северного Кавказа, но не просто так – это был план Запада, американцев. Но благодаря оперативной работе ФСБ, МВД эту проблему удалось решить. Но после разрушения «Игил» это заново может возобновиться. Как туда попадают люди – большую роль играет интернет.

- То есть вербовщики действуют по какой-то схеме?

Маис Курбанов: Да, люди по интернету познакомились, полюбили друг друга, мужчина, условно, начинает звать девушку с собой в Рай…

- Сколько времени проходит с момента знакомства до самого факта вербовки?

Маис Курбанов: Бывает, что очень немного. Внушаемые люди попадают под влияние вербовщиков и потом выполняют их приказы, из них делают террористов. Чтобы этого не случилось, нужно им противостоять, в России это очень хорошо поставлено. Есть разные идеологические центры, работа ведется в разных направлениях, и дело идет эффективно. Хорошо, что Турция стала союзником России. Когда несколько стран вместе противостоят терроризму, это очень эффективно. Рано или поздно люди поймут, что идеология радикалов не соответствует ни исламу, ни христианству, ни буддизму, это глубокое заблуждение.

- Случай далеко не первый. Самый громкий был со студенткой МГУ Варварой Карауловой. Получается, что женщин вербовать легче, чем мужчин?

Маис Курбанов: Да, вот ее задержали, объяснили, она сказала – больше не буду, потом заново… Когда человек попадает в радикальную систему, надо с ним профессионально работать. Словами его не убедить, такие люди считают весь мир заблудшим, а себя – правильными. Как Варвара попала в сети наших врагов, таким же образом надо ее вытащить. В этом плане у нас с 90-х годов произошел большой прогресс. Удается остановить до 80% таких слабоумных, по-другому их не назовешь.

Невесты халифата

- После этого случая велась масштабная агитация, по телевизору показывали, что делают с такими девушками в лагерях боевиков. Получается, их это не пугает?

Маис Курбанов: Ну, видимо, они фильмов насмотрелись, на экране все хорошо, они думают – и в жизни так же. Муж будет воевать, потом погибнет, она выйдет за его друга… На самом деле такого и близко нет. Люди верят вербовщикам, но лучше подойти посоветоваться к родственникам, или спросить у священнослужителя. Террористы творит бесчинства, но у мусульман нет такого, мы живем дружно и с христианами, и с другими конфессиями.

- По каким-то признакам можно определить, что кто-то из ваших близких попал под влияние радикалов?

Маис Курбанов: Мы проходили через такие ситуации, когда к нам обращались за советами. Родственникам не нужно бояться просить помощи. Люди замечают, что близкий человек изменился. Это видно сразу – он не признает членов семьи, не уважает их, смеется над их мнением, называет их по-своему на других языках… В таких случаях стоит, не откладывая, обратиться за помощь, потому что все может закончиться очень плохо.