В Туле создали уникальное «сито» для железных дорог

17:03 11/08/2017

В Туле обещают пересадить железнодорожников на российскую технику. Там создали уникальную машину, способную всего за час очистить тысячи тонн щебня, который используют при прокладке путей. Как это работает, увидел корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

Выкатка из цеха – рождение новой машины. Это как бутылку шампанского о корабль разбить. Над этим агрегатом тульские конструкторы, инженеры и рабочие трудились почти четыре года. Он создан для очистки щебня, на который укладывают шпалы и рельсы.

«Под шпальной решеткой пропускается так называемая баровая цепь. Под рельсами она соединяется и начинает выгребать из-под рельсов весь щебень, находящийся там», – говорит генеральный директор завода «Тулажелдормаш» Максим Деревянко.

Со временем многотонные составы разрушают подложку из щебня. Из-за этого она проседает и путь искривляется, а мусор не дает уходить воде после дождей. Именно поэтому камни надо регулярно чистить.

Наверху расположено «сердце» щебнеочистительной машины, называется оно «Грохот». Понятно почему, если представить, какой шум издает эта конструкция, когда через нее в минуту проходят десятки тонн щебня. По сути, это обычное сито.

Устройство с огромной скоростью просеивает камни. В итоге по одному конвейеру мусор уходит в спецвагоны, а чистый щебень – обратно под рельсы.

«С помощью устройства распределения, которое находится вот здесь, свежий щебень насыпается, подается под шпальную решетку, и мы уже видим совсем другой путь, лежащий на правильном, хорошем щебне безо всяких засорителей», – говорит гендиректор завода.

За час такая машина, состоящая из двух секций, может очистить почти 300 «КамАЗов» щебня. Европейские аналоги, которых на российских рельсах пока большинство, уступают тульской технике. Плохо адаптированы они к российским реалиям.

«Если в Европе сеть железных дорог такова, что перекрытие одного участка не вызывает транспортного коллапса – есть пути объезда, то наши дороги – Транссиб, БАМ, – их не объедешь. Соответственно, нужны машины, имеющие более высокую производительность, чем это принято в европейских странах», – говорит директор по развитию группы ПТК Святослав Афанасьев.

Кроме того, отечественная техника служит 30 лет вместо 15, как европейская, а стоит в два раза дешевле. Однако сумма все равно не маленькая – почти полмиллиарда рублей. Хотя если учесть стоимость эксплуатации, затраты окупаются. К тому же производство одной такой машины дает работу сотням людей. Поэтому не только железнодорожники, но и руководство Тульской области, и лично губернатор Алексей Дюмин, заинтересованы в развитии завода.

«Мы ведем работу с тульскими властями, с губернатором. Идет поддержка в этом направлении. И сегодня можно сказать так: местные власти приходят и говорят: чем вам помочь, что можно сделать? То есть прониклись программой импортозамещения», – говорит гендиректор группы ПТК Александр Силкин.

Менять зарубежную технику на российскую собирается основной заказчик тульских машиностроителей – «Российские железные дороги». Для этого завод необходимо расширять – в масштабах страны железным магистралям нужно более сотни машин.