Петербургский городской суд поставил точку в споре суррогатной матери Татьяны Суздалевой и биологических родителей двойни Сергея и Марины Фроловых. Дети будут возвращены Фроловым. Какие последствия будет иметь созданный прецедент, рассказал адвокат Владимир Постанюк.
Изначально на сторону биологических родителей стал суд первой инстанции. Теперь и Санкт-Петербургский городской суд, рассмотревший апелляционную жалобу ответчицы. Почему этот вердикт для многих оказался неожиданным?
Постанюк: Я бы сказал, что решение не должно было быть неожиданностью. У нас в стране суррогатное материнство определено законом. Законодатель лишь говорит о правильном оформлении отношений биологических родителей и суррогатной мамы.
Почему прежде суды в подобных спорах, как правило, занимали сторону суррогатных матерей?
Постанюк: Во-первых, не было практики правильного оформления этих взаимоотношений. Возникала схожая ситуация: например, писали об одном ребенке, а родилась двойня. Договор предполагает определенные траты: медицинские расходы, вознаграждение суррогатной мамы. В данном случае речь шла об увеличении платы. Если возник подобный спор, то суррогатная мама имеет право, возможно, требовать дополнительной оплаты. В силу договора и закона - детей она должна отдать, если все правильно законодательно оформлено.
В России судебный прецедент не является источником права. Тем не менее, как вы думаете, решение, вынесенное городским судом Петербурга, повлияет на общероссийскую практику?
Владимир Постанюк: Думаю, повлияет. Нынешнее решение лишь подтвердило сформировавшеюся практику.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира