С ноября 2016 года в России в тестовом режиме запущен проект «Бережливая поликлиника». Начали с шести поликлиник в Ярославле, Калининграде и Севастополе. Сегодня в орбиту эксперимента вовлечены уже 115 медицинских учреждений в 40 регионах страны. Главная задача - повысить эффективность медицинского обслуживания.
Насколько хорошо это получается, в студии телеканала «МИР 24» прокомментировал организатор здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор Александр Серяков.
- Инициаторами проекта «Бережливая поликлиника» стали Министерство здравоохранения и госкорпорация «Росатом». Почему именно «Росатом»?
Александр Серяков: Они во многом прошли логистику организации таких проектов, от целей и задачей до реализации, но на своем примере. Это менеджмент в медицине.
- Эту идею переняли у японцев. Философию бережливости сформулировал в прошлом веке соучредитель японского концерна Toyota Тайити Оно. Качественно Россия готова к такому переходу?
Александр Серяков: Россию и Японию сложно сравнивать. Япония - небольшой остров, на котором скученно проживает 126 млн человек, поэтому там очень удобно пользоваться современными электронными технологиями. Россия – самая большая страна с населением 146 млн человек. Как житель севера Якутии доберется до поликлиники и запишется на прием по интернету? В России на 100% невозможно применить слепок с современного здравоохранения Японии.
- В пояснительных документах к проекту говорится, что ключевой принцип бережливой работы поликлиники - это непрерывность производственного потока, без задержек и очередей. Этого можно достичь за счет равномерной загрузки персонала, рационального размещения людей и информации, оптимальной планировки площадей и «устранения всех видов потерь». Под «потерями» документ подразумевает все действия работников медицинского учреждения, которые не попадают в три установленных категории:
— работа, добавляющая ценность;
— работа необходимая, но не добавляющая ценность;
— периодическая работа.
Что имеется в виду?
Александр Серяков: Как театр начинается с вешалки, так поликлиника начинается с регистратуры. Записаться можно заранее по интернету или придти, чтобы вас записали на месте, разделив больные и здоровые потоки, платные и бесплатные услуги, направили в конкретное время к конкретному доктору. «Потери» кроются, например, в таких ситуациях – доктор ведет пациента на консультацию к другому доктору, ищет среди множества амбулаторных карт карту конкретного пациента.
- В Московском областном Центре Охраны материнства и детства ликвидировали регистратуру. Вместо нее автоматы электронной записи к врачу и сотрудники ресепшн, которые помогают найти нужного специалиста, кабинет или показывают, как пользоваться автоматом. Теперь не только врачи принимают по строго назначенному времени, но и анализы пациенты сдают. К этой модели должны придти все поликлиники?
Александр Серяков: Хочется, конечно, чтобы все было по ранжиру и ровненько.
- Прием по секундомеру повышает пропускную способность специалиста, врачи справятся?
Александр Серяков: Время приема остается примерно то же самое, но освобождается время, которое сейчас уходит на «потери».
- В некоторых регионах России не хватает специалистов, люди записываются к ним на прием за месяц. А если нужна срочная консультация?
Александр Серяков: Лично у меня четкого понимания этого вопроса нет. Иногда требуется срочное обращение и срочная госпитализация, а пациент находится в сотнях километрах от поликлиники и ЦРБ.
- Одна из составляющих проекта «Бережливая поликлиника» - разведение потоков пациентов и здоровых людей. Для этого зачастую требуется перестраивать здания. Кто будет принимать пациентов во время подобных реконструкций, и за чей счет будут вестись строительные работы?
Александр Серяков: Федеральный Минздрав не потянет такую нагрузку. Необходимо будет привлечь региональные правительства и бюджеты и решать ситуацию на местах.
- В планах Минздрава к 2022 году перевести на принципы бережливости 95% поликлиник страны. С вашей точки зрения, насколько эти планы реальны?
Александр Серяков: Блажен, кто верует. К этому надо стремиться, но у нас зачастую получается «как всегда».
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира