Юбилей сталинского ампира: 70 лет назад в Москве начали строить высотки

10:52 07/09/2017

70 лет назад в Москве началось строительство знаменитых «сталинских высоток». О юбилее рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Глеб Стерхов. 

7 сентября 1947 года ровно в 13:00 в Москве были приостановлены все строительные работы: по личному распоряжению Сталина началась закладка фундаментов первых советских небоскребов. Высотки строились в неповторимом архитектурном стиле, названным сталинским ампиром.

Это архитектурный ансамбль из семи зданий - гостиниц «Украина» и «Ленинградская», жилых домов на Котельнической набережной и Красных воротах, дома на Кудринской площади у метро «Баррикадная», МИДа на Смоленской площади и главного здания МГУ на Ленинских горах, которое до 1990 года оставалось самым высоким в Европе. Их высота со шпилями составляла от 136 до 240 метров. 

Главное здание МГУ – это 36 этажей. Его построили в беспрецедентно короткие сроки - всего за пять лет. В газетах писали о четырех тысячах комсомольцев-строителей. Работали и заключенные. По легенде, лишь один из них сбежал - построив фанерные крылья, прыгнул с 24-го этажа и улетел в сторону Раменок. 

В домах на Котельнической набережной и у станции метро «Баррикадная» жили со всеми удобствами - консьержем, ателье, прачечными, гастрономом. Обе многоэтажки - почти на тысячу квартир каждая. В них жили высокопоставленные чиновники, актеры, высшие армейские чины, конструкторы. 

Труднее всего строили дом на Красных воротах, над действующей станцией метро. Здесь была применена уникальная технология заморозки грунта. По контуру котлована были сделаны скважины, в которые заливали соляной раствор, который затем замораживали с помощью сотен морозильных камер. Здание построили под наклоном, а когда грунт оттаял, оно встало вертикально. Такого рискового расчета никто в мире не делал. 

Своя история у здания Министерства иностранных дел на Смоленской площади. Оно уже было практически готово, когда Сталин обратил внимание на то, что высотка не имеет шпиля. Пришлось разобрать и перестроить пять верхних этажей. Для облегчения конструкции шпиль сделали жестяным, и это единственная высотка без звезды.

Хрущев оценил новостройки как «чрезмерное роскошество», и началась совсем другая строительная эпоха. По всей стране стали массово строить пятиэтажки, куда люди переезжали из развалин и бараков.