Бесхозяйная страна: от погоста до электросетей

18:20 24/09/2017


В России есть немало невидимых дорог. Их 20%, то есть каждая пятая дорога в стране. Почему невидимые? Ответ простой - никому не принадлежат. Формально нет хозяина. Дальше больше. 50% распределительных газопроводов нигде не числятся. В зависимости от региона от 30% до 70% меток, с помощью которых ведется кадастровая оценка и размежевание земельных участков тоже ничейные. Еще есть кладбища без хозяина. Здесь масштабы даже шокируют – 85% из 600 тысяч. Сколько таких мостов – даже трудно представить. Такая вот невидимая инфраструктура. Как такое возможно в эпоху всеобщей цифровизации – разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.

Мост жители деревни Подосинки ремонтировали за свой счет. Несколько лет назад он рухнул - тогда едва не погиб водитель грузовика. 400 человек оказались отрезанными от цивилизации. 

«Четыре плиты привезли, наняли технику, перекинули с одного берега на другой, сверху забетонировали», - рассказывает житель деревни Нуралы Курбанов.

Несносные хрущевки

Мост признан опасным. 40 лет назад его построил местный колхоз. После того, как он разорился, переправа стала ничейной. По документам ее нет. Местные власти ремонтировать ее отказываются - нецелевое расходование денег. Людям предлагают ездить другим путем, но он длиннее на 20 километров. 

«До цивилизации у нас здесь всего-навсего четыре километра. Люди по этому мосту добираются на работу, учебу, в больницы», - говорит староста деревни Подосинки Людмила Тенькаева.

Переправа, которая никому не принадлежит, для России - история довольно типичная. Еще одна такая есть в подмосковных Луховицах. Мост здесь еще в советские времена возводил местный машиностроительный завод по просьбе своих сотрудников, которые до сих пор ходят по нему на работу. При этом мост никогда не числился ни на балансе завода, ни на балансе местной администрации, так что по документам, это типичный самострой. За несколько десятилетий мост пришел в негодность, по нему небезопасно ходить. Так как хозяина у него нет, то и ремонтировать его тоже некому. Именно поэтому местная администрация приняла решение его снести.

«Делали запрос. Сметный расчет составил более полутора миллионов рублей. Поэтому в администрации было принято решение сделать тротуар», - пояснил заместитель главы администрации городского округа Луховицы Валерий Фролов.

Но люди говорят - этот путь тоже не так безопасен, как кажется. Ведь, пройдя по тротуару, придется пересекать шоссе. 

«Здесь очень опасная зона, спуск, поэтому водители, которые едут сверху, не будут видеть пешеходов, тут постоянно будут ДТП», - опасается житель г. Луховицы Геннадий.

Слово «снос» кого-то, видимо, так разозлило, что плакат с постановлением уже успели порвать. Бывшая заводчанка Галина много лет ходила здесь на работу, теперь - на огород. В миллионные расходы на ремонт моста не верит. 

«Что стоит этот лист снять и приварить новый? Что?», - недоумевает женщина.

Составить реестр брошенных объектов по всей стране попытались эксперты из московского фонда «Хамовники». На карте России они выделили 59 регионов, в которых больше всего ничейной инфраструктуры: от Подмосковья до Сахалина. Для таких объектов даже слово специальное есть - бесхозяйные. Чаще всего это дороги и их части (мосты, железнодорожные переезды, придомовые проезды), а еще водопроводы и водонапорные башни, газопроводы, электросети, памятники и кладбища. 

«Сейчас по некоторым типам бесхозяйных объектов отдельные муниципальные образования решают, что им необходимо составить полный перечень объектов для их легализации», - говорит эксперт фонда «Хамовники», преподаватель ВШЭ Ольга Моляренко.

Именно этим занялись власти Московской области. Они недавно признали: в регионе - более трех тысяч дорог, за которые некому отвечать. Город Подольск, улица Кольцевая, до административной границы Москвы меньше километра. Когда-то эта дорога была в ведении местного завода, но несколько лет назад он разорился, и с тех пор у дороги нет хозяина. Это сразу видно.

«Подошла к дворнику, говорю: что же вы, тут посыпали песком, а здесь нет? Говорит - это не наша территория», - рассказывает жительница г. Подольска Валентина.

Ничейные дороги - чаще всего побочный эффект реформы местного самоуправления. Точка отсчета – 2003 год, принятие 131-го федерального закона. 

«Раньше за дороги отвечало муниципальное образование уровня поселения, сейчас, по 131-му федеральному закону о разграничении полномочий, за дороги отвечает район и только городские поселения. Передача имущества с уровня на уровень публичной власти приводило к тому, что какая-то часть дорог потерялась», - поясняет первый заместитель министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Анна Кротова. 

Вернуть хозяев всем подмосковным дорогам региональные власти обещают в ближайшие два года. После этого на их содержание из бюджета придется ежегодно тратить дополнительно 400 миллионов рублей. Именно из-за лишних расходов муниципалитеты порой сознательно не замечают бесхозное имущество. К примеру, в стране - тысячи километров ничейных электросетей: наследие советского народного хозяйства, которое не прошло приватизацию. 

«Сети приватизировать в частные руки было нельзя. Но и муниципалитеты совершенно не горели желанием принимать эти сети, хотя они были обязаны их принять по соответствующему постановлению правительства», - отмечает заместитель директора Национального института энергетики Николай Хренков.

Один из таких ничейных подземных кабелей на очередном ничейном мосту в Нижнем Новгороде. Кто хозяин этого сооружения, и сегодня никого бы не волновало, если бы летом мост неожиданно не рухнул. 

«Поскольку была аварийная ситуация, был разработан проект, проект сегодня утвержден. Через определенные юридические процедуры администрация города сейчас будет принимать объект на свой баланс», - пояснил заместитель главы г. Нижний Новгород Михаил Кузнецов.

Объекты становятся бесхозными, как правило, в трех случаях: если владеющее ими предприятие обанкротилось, если оно решает избавиться от объекта как от непрофильного, или же если при передаче от старого хозяина к новому часть инфраструктуры забывают учесть - случайно или специально.

Отдельная история - с кладбищами. По данным фонда «Хамовники», бесхозяйными можно назвать абсолютное большинство - едва ли не 90% захоронений, включая сельские погосты. 

«В советское время никто не требовал оформлять кладбища - отдельно выделять участок, отмежевывать его и так далее. В процессе постсоветских трансформаций такая инфраструктура часто попадала на чужую территорию: на лесной фонд, на земли сельскохозяйственного назначения», - отмечает эксперт фонда «Хамовники», преподаватель ВШЭ Ольга Моляренко.

Именно нелегальность и бесхозяйность кладбищ - причины многих проблем в сфере ритуальных услуг. 

«Это санитарные проблемы: когда могила копается на недостаточную глубину, когда они находятся хаотично и не имеют четкого закрепленного участка», - говорит сотрудник фонда «Хамовники», главный редактор журнала «Археология русской смерти» Сергей Мохов.

Судя по данным Минстроя, который курирует эту отрасль, кладбища все же понемногу обретают хозяев. Если в 2014-м в России была зарегистрирована 71 тысяча кладбищ, то в прошлом - уже на 10 тысяч больше. Приватизация брошенной инфраструктуры может занять много лет. Ведь выявленное ничейное имущество - лишь верхушка айсберга.