Россия и США договорились о строительстве новой космической станции. У будущей станции уже есть название Deep Space Gateway, что в переводе - «ворота в глубокий космос». Находится она будет на лунной орбите. Соглашение о совместной работе главы космических агентств России и США подписали в среду на Международном астронавтическом конгрессе, проходящем в Аделаиде. Попавшие в прессу детали этого проекта «МИР 24» обсудил с ведущим научным сотрудником отдела исследований Солнечной системы Института Астрономии РАН, доктором физико-математических наук Александром Багровым.
«Мы договорились о том, что будем совместно участвовать в проекте создания новой международной окололунной станции Deep Space Gateway. На первом этапе будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Луны и впоследствии Марса. Вывод первых модулей возможен в 2024-2026 году», - заявил руководитель «Роскосмоса» Игорь Комаров.
- Между Россией и Америкой сейчас, мягко говоря, не самые лучшие отношения. И тем не менее NASA и Роскосмос договорились о масштабном совместном проекте. Меня эта новость и порадовала, и удивила. А вас?
А.Б.: Меня это тоже удивило, потому что мы 25 лет назад наблюдали такой же договор между Гором и Черномырдиным о создании международной космической станции «Альфа». Сейчас это Международная космическая станция (МКС), которая до сих пор работает. Но, вообще-то говоря, для наших научных исследований она, скорее, нагрузка, чем источник новой информации. То есть мы сейчас даже ставим вопрос о том, что после 2024 года мы прекращаем участие в этой программе.
- Тогда для чего нужна орбитальная станция, которая будет работать вокруг Луны? Какой потенциал использования у нее?
А.Б.: Это вопрос очень серьезный, потому что сегодня уже подписано соглашение о создании станции. Но буквально на прошлой неделе был объявлен этим сообществом только сбор идей - а чем там заниматься?
- А может быть готовить плацдарм для дальнего космоса?
А.Б.: Этот вопрос пока дискуссионный. На самом деле плацдарм должен состоять в чем? Мы должны очень четко изучить условия жизни, скажем, на Луне, там, где имеется сила тяжести. Все что находится в невесомости, на Международной космической станции, мы уже достаточно хорошо изучили. И этот опыт до сих используется всем международным сообществом. Но как будут вести себя организмы в условиях пониженной тяжести, никому не известно. И этот вопрос настолько серьезный, что он должен быть решен уже буквально на первых шагах по поверхности Луны. Когда мы там создадим постоянно действующую станцию, это будет самым важным вопросом.
Продолжение беседы с А. Багровым смотрите в видеоверсии.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира