Первый «варяг» в Дагестане

19:46 08/10/2017

Знаковое назначение в Дагестане. Сюда отправлен политический тяжеловес - зампред Госдумы с богатым опытом работы в силовых структурах. 68-летний Владимир Васильев - из старой президентской гвардии. Генерал-полковник с навыками дипломата, не раз проявлявший себя в кризисных ситуациях. С чем он приехал в Махачкалу, и какие проблемы будет решать, выяснял корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Никифоров. 

Он прилетел в Дагестан через день после назначения и сходу отправил в отставку региональное правительство. Но с плеча рубить не стал - оставил чиновников в статусе исполняющих обязанности и дал возможность проявить себя.

«Я постараюсь, во-первых, услышать все, что было сказано. Во-вторых, я поделюсь с вами планами. Вы - это все для меня. Моя жизнь закончилась. Теперь это наша жизнь», - заявил Васильев. 

Но что эта жизнь будет легкой, Владимир Васильев едва ли ждет. Ему достался нестабильный и неспокойный регион. 

«Главные сложности в Дагестане - это клановость, коррупция и очень специфический национальный менталитет, точнее сотня специфических национальных менталитетов», - отметил политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

В Дагестане проживает более сотни народностей. Человек со стороны может устроить всех.

«Мы аккуратно, не обижая, уважая, чтя традиции, будем выбирать не по национальной квоте, а по таланту», - подчеркнул Васильев.

Говоря о варягах на местах, эксперты вспоминают советские времена, когда Москва ограничивала влияние местной элиты. 

«С 1965 года это был стандарт, когда руководители Союзной республики или автономной республики был представитель этнического большинства, а вторым всегда был русский, причем выходец из аппарата ЦК КПСС», - сказал политолог Иосиф Дискин.

Хотя для российских реалий эта аналогия не вполне корректна. Дагестанские интеллектуалы предлагают иную модель.

«Выделение и подчеркивание этнической принадлежности руководителя республики, на мой взгляд, должно уйти в прошлое. Сегодня совсем иные политические, идеологические государственные установки. Мы должны все больше ощущать себя представителями единой российской общности», - сказал доктор исторических наук, ректор Дагестанского государственного университета Магомед Гасанов. 

Кстати, сам Васильев из интернациональной семьи: мама - русская, отец - казах. В систему МВД пришел в 72-м. Начинал простым следователем ОБХСС, раскрывал хищения социалистической собственности. А через 25 лет стал замминистра внутренних дел и возглавил Главное управление по борьбе с организованной преступностью. Сразу взялся за самые сложные дела. Например, бросил вызов преступным группировкам Тольятти, которые ожесточенно сражались за контроль над «АвтоВАЗом». Тогда в ходе криминальных разборок погибли не менее четырех сотен человек.

«Там мафия была на каждом станке, в каждом цеху и так далее. Машины шли только по мафиозным каналам. И Васильев отработал этот Тольятти. Они разгромили эту мафию», - подчеркнул генерал лейтенант милиции в отставке, в 2000-2011 годах депутат Госдумы РФ Александр Гуров.

Преступные группировки в Дагестане опираются на местные кланы, где криминалитет нередко имеет поддержку у власти. Достаточно вспомнить историю мэра Махачкалы Саида Амирова, который получил пожизненный срок за подготовку теракта, участие в незаконном вооруженном формировании и организацию убийства сотрудника Следственного комитета России.

Тогда операцию пришлось проводить силами федеральных подразделений ФСБ. Местных не предупреждали, ведь Амиров, вырубивший себе неприступный особняк прямо в скале, имел солидную группу поддержки - члены его семьи были в республиканском парламенте, мэрии одного из городов, районном суде, службе судебных приставов, а двое племянников и вовсе сидели в Госдуме. И вот теперь Васильев обещает, что кумовства не потерпит. 

«У меня нет в семье никаких больших начальников. Жена пенсионерка, дочь малым бизнесом занимается. Совсем малым. Вот и все. Поэтому не будет этого», - подчеркнул Владимир Васильев.

Дагестан находится под прицелом международных террористических группировок. Атаки на чиновников, полицейских и мирных жителей. С экстремистами Васильев знаком не понаслышке. В 2002-м, когда боевики захватили театральный центр на Дубровке, он возглавил оперативный милицейский штаб. И не просто руководил силовиками, он по собственной инициативе вышел к журналистам объяснять, что происходит.

А за четыре года до этого был еще один эпизод, связанный с Дагестаном. Братья Хачилаевы со своими сторонниками захватили здание республиканского правительства. Разбираться в ситуации послали Васильева. Прислушался к просьбе руководителя республики, и отложил штурм и таким образом нарушил должностную инструкцию.

«Это решение я принял, понимая что понесу уголовную ответственность, если что-то пойдет не так. Поскольку я как руководитель взял на себя ответственность. Но к счастью Магомедов Али Магомедович решил эту задачу, и все разрешилось бескровно», - пояснил и.о. главы Дагестана. 

И все же главная проблема Дагестана сегодня даже не преступность и терроризм, а слабая экономика. Регион дотационный - на каждого жителя федеральный бюджет перечисляет 14,5 тысячи рублей в год. И здесь Васильев важен не как силовик, а как политический тяжеловес. В Госдуме он с 2004 года. Причем, последние пять лет руководил фракцией «Единой России». Фигура, привлекательная для инвесторов.

«Я знаю Васильева более 25 лет: где бы он ни работал, он всегда был такой спокойный, мудрый, человек, который умеет договариваться. Я, например, ориентирую своих сторонников, чтобы, помогать, чтобы поддерживать и так далее», - отметил бывший глава республики Рамазан Абдулатипов. 

Сам новый глава уже заявил, что деньги для региона он найдет. Под свежие, интересные проекты, автором которых может стать любой житель республики.