«Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом». Эта фраза принадлежит великой русской балерине Майе Плисецкой. О том, как складывались отношения балерин с представителями российской и советской властных элит, рассказывает программа «Секретные материалы», выпуск которой вы можете посмотреть на сайте «МИР ТВ».
Балет во все времена был особым видом искусства. Нешуточные страсти кипели не только на сцене, но и за кулисами театров. Уборные прим и классы юных воспитанниц – весь этот мир хрупких, красивых, грациозных женщин был постоянным источником любовных историй. Из-за актрис теряли головы, совершали сумасшедшие поступки. Нередко страсти доводили поклонников до дуэлей.
«Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет. И быстрой ножкой ножку бьет», – так писал Александр Сергеевич Пушкин о балерине Авдотье Истоминой: он был без ума от прелестной танцовщицы.
– Конечно, они посещали балеты и знали наперечет всех танцовщиц, ждали выпуски, ходили на выпускные спектакли в училища, и действительно выделяли красивых учениц, хотя некрасивых в училищах театральных быть не могло, – рассказывает Ирина Пушкина, преподаватель Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. – Потому что в XIX веке один из директоров императорских театров очень цинично, но точно сказал, что даже если дарования нет, то хотя бы мебель на сцене должна быть красивая.
«Это была обслуга для высшего света»
Что-то есть завораживающее в балете. Не случайно мужчины сходят с ума от прекрасных танцовщиц. Известно, что уже в наше время божественная Майя – Майя Плисецкая – полностью покорила такого дон Жуана, как Роберт Кеннеди. Он, как и его брат Джон, слыл любовником самых красивых женщин, например, Мэрилин Монро. Но это при вольных нравах ХХ века, а в XVIII – XIX веках балет и театр были единственным местом, где царили свободные отношения: светские люди искали чувственных удовольствий у прелестных балерин.
– Дворянок по происхождению среди балерин не было, – говорит доктор исторических наук Владимир Фортунатов. – И не только потому, что требовались особые физические данные, а еще и потому, что эта профессия, сама театральная деятельность была занятием низшего сорта. Это была обслуга для высшего света, для высшей элиты, и судьбы у них складывались очень по-разному. Для балерин из кордебалета, скажем, общение с мужчинами было определенным способом заработка.
Для балерин XIX века статус содержанки был в порядке вещей. В императорской труппе больше половины танцовщиц никогда не были замужем, довольствуясь положением любовниц. Большим поклонником балета, точнее, юных балерин был император Николай I. Известны его многочисленные романы с балеринами, которым он потом назначал щедрое содержание.
Не отставал от него и следующий император Александр II, который был большим любителем балетной «клубнички». Что уж тут говорить о великих князьях! Так, князь Константин Николаевич, брат императора Александра II, потерял голову от балерины Анны Кузнецовой. Кстати, деньги на ухаживание и содержание своей возлюбленной он получил от продажи Аляски. Вот так полтора миллиона квадратных километров российской земли были брошены к ногам балерины.
– Она обладала приятной наружностью, ограниченным дарованием, ее использовали в мимических ролях, и надо сказать, что балериной Анна Кузнецова была недолго, – продолжает рассказ Владимир Фортунатов. – Очень скоро она стала фактически еще одной женой великого князя Константина Николаевича и родила ему пятерых детей.
Чем сводили с ума танцовщицы членов императорской семьи, остается загадкой. Но и второй брат Александра II, великий князь Николай Николаевич тоже закрутился в балетном танце с обаятельной Екатериной Числовой.
– Его жена перестала за собой следить: она увлеклась богомольем, располнела, и даже когда она пришла к Александру II жаловаться на мужа, который завел себе балерину, Александр ответил, мол, посмотри на себя, в кого ты превратилась!, – делится великосветскими историями Владимир Фортунатов.
Балерины в то время внешне выглядели совсем иначе. Сегодня многие звезды императорского балета в лучшем случае оказались бы на вторых ролях. Так, например, рост знаменитой Матильды Кшесинской был всего 153 сантиметра, при весе в 50 килограммов. По современным параметрам ее бы просто не взяли в труппу: нынешние балерины при том же весе в среднем выше на 15-20 сантиметров. Идеальный вес балерин высчитывается по формуле «рост минус 122». Всех, кто выходит за эти рамки, отсеивают.
– С точки зрения современного балета Ксешинская, конечно же, ни в какие рамки не вписывается, – подчеркивает Ирина Пушкина. – Начиная с того, что она маленькая, и, скажем, так, фигуристая. Потому что сейчас балерины достаточно плоские, высокие, с большими очень подъемами, с удлиненными формами. То есть они обладают всем тем, чего не было у танцовщиц конца XIX – начала XX века. А первой, кто показал другой совершенно стиль фигуры, другие формы, которые сразу же вызвали большой интерес и внимание, была Анна Павлова. Она немножко младше Кшесинской, но у Павловой были удлиненные формы, и ее худобу даже считали излишней. И сама Анна Павлова считала, что ей нужно больше есть. А у Кшесинской была самая нормальная фигура для балерины того времени».
Та самая Матильда
Видимо, в генах русской императорской фамилии была заложена страсть к прелестным балеринам. Хотя, скажем, император Александр III, в отличие от своих предков, не очень любил балет. Но зато его очень беспокоило унылое состояние сына, будущего императора Николая II. Для излечения меланхолии наследника на семейном совете было решено подыскать ему даму сердца. На выпускном спектакле Императорского театрального училища взгляд монарха сразу остановился на миниатюрной, с удивительно тонкой талией Матильде Кшесинской. От своих сверстниц она отличалась весьма пышными формами.
– Она познакомилась с наследником императорского трона на выпуске, будучи еще воспитанницей, заканчивающей школу, – говорит Ирина Пушкина. – И с точки зрения театрального начальства не было никаких причин уделять особое внимание именно Кшесинской, хотя она сама вспоминает в своих мемуарах, что после выпускного спектакля государь ее выделил и что именно тогда были произнесены знаменитые слова «Будьте гордостью и славой российского балета!». Но многие считают, что эта фраза была сложена самой Кшесинской для воспоминаний уже гораздо позже.
Любовным гнездышком Николая и Матильды стал двухэтажный дом на Английском проспекте, 18. И не удивительно – раньше в этом особняке происходили тайные свидания великого князя Константина Николаевича с балериной Кузнецовой. Днем Матильда Кшесинская крутила фуэте на сцене, а ночами крутила роман с будущим императором. Их связь длилась вплоть до женитьбы Николая II на Алисе Гессенской. В своих мемуарах Кшесинская пишет, что Никки совсем потерял голову от любви, однако сам Николай записывает в дневниках, что «маленькая Маля его развлекает» – и не слова о любви.
«Никки меня поразил. Передо мной сидел не влюбленный в меня, а какой-то нерешительный, не понимающий блаженства любви. Он говорил, что не может быть у меня первым, что это будет мучить его всю жизнь. Он не может быть первым! Смешно!», – цитирует воспоминания танцовщицы Владимир Фортунатов.
Недавно все газеты запестрили сенсационными заголовками, о том, что в Большом театр будет танцевать праправнучка знаменитой Матильды Кшесинской – Элеонора Севенард. На самом деле Элеонора – лишь внучатая племянница известной балерины. У Матильды Кшесинской был старший брат Феликс, дочь которого Целина и стала прабабушкой молодой танцовщицы. Правда, отец юной балерины Константин Севенард уверен, что он является прямым наследником Матильды Кшесинской и демонстрирует хранящиеся в семье фотографии.
– Генетически мы в прямом родстве, потому что бабушка, которая официально записана как племянница, в действительности дочь Матильды Кшесинской, и в семье все это знали и знают. Так что я – ее правнук, – утверждает Константин Севенард. – В 1910 году по инициативе Николая II у них с Матильдой Феликсовной состоялась встреча. В результате этой встречи летом 1911 года и родилась моя бабушка. Вот две фотографии 1911 года. Первая сделана в начале мая, и на ней Матильда Кшесинская в положении, а вот вторая, августа того же года, и на ней она рядом с коляской. Вот безусловное доказательство того, что в 1911 году у Матильды Феликсовны родилась дочка.
Константин Севенард уверен, что роман Матильды и Никки не закончился с женитьбой государя и что их связь продолжалась долгое время. По его мнению, Матильда Кшесинская тайно родила дочь от Николая II. С целью сокрытия тайны, девочку передали старшему брату балерины. Это подтверждается и некими документами, найденными им в старинном склепе.
– В нише лежали документы. Первый – это указ Николая II от 1917 года, в котором он пишет, что остается императором и самодержцем всероссийским, что отречения не было, а если кто-то утверждает иное, апеллируя к каким-то иным документам, то они сфальсифицированы. А он, Николай II, обладая всей полнотой власти перед Богом и государством, в связи с тяжелым положением в стране делает наследницей трона и распорядительницей имущества свою жену перед Богом светлейшую то ли графиню, то ли княгиню, не помню, Красинскую, также ее детей как по мужской, так и по женской линии. И дальше идет текст о том, что он отменяет положение о морганатических браках. А еще был документ о признании дочери как рожденной в законном браке, выписка из церковной книги об освящении брака, датированная то ли началом июня, то ли концом мая 1917 года, между Николем II и Красинской. И был договор, листах на семи или восьми».
Какими были настоящие сокровища Кшесинской
Мужчины рода Романовых летели к Матильде, словно бабочки на огонь. Не зря ее называли «шампанским дома Романовых» и «музой царственных мужчин». После Николая II ее любовником стал дядя императора великий князь Сергей Михайлович. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была сногсшибательной.
Его сменил двоюродный брат Николая II великий князь Андрей Владимирович, за которого она впоследствии вышла замуж. Так что Матильда все же вошла в дом Романовых. И стала именоваться светлейшей княгиней Марией Феликсовной Романовской-Красинской. Но за всеми этими светскими перипетиями теряется образ великолепной танцовщицы, которая впервые в России исполнила на сцене 32 фуэте, которая блистала в роли Эсмеральды и заслуженно считалась первой балериной России.
«Успех многих ее выступлений, как писал балетовед Аким Волынский, был основан на бурном темпераменте артистки, нашедшим свое ослепительное выражение, в частности, в балете «Талисман», – цитирует знаменитого критика Ирина Пушкина. – Вообще у Кшесинской был огромный репертуар, и об этом пишет драматург, издатель, балетоман, работавший с Мариусом Петипа – Сергей Худяков. Он оставил такие слова: «Действительно много труда было потрачено Кшесинской для того, чтобы достигнуть той популярности, которой она пользовалась в продолжение четверти века. Репертуар этой артистки был громадный. Любимыми ее балетами были «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Дочь фараона».
– От себя добавлю, что «Эсмеральда», любимейший спектакль Матильды Кшесинской, в котором она танцевала, конечно же, Эсмеральду, был той самой постановкой, в которой она могла показать свое актерское мастерство», – подчеркивает Ирина Пушкина.
Знаменитый особняк Кшесинской на улице Куйбышева, бывшей Большой Дворянской, сегодня более известен тем, что накануне революции в нем находился штаб большевиков и что с его балкона выступал перед собравшимися вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. На чьи деньги строился дворец и были ли там средства Николая II или великих князей, остается загадкой. Ходили слухи о том, что Николай II и великие князья буквально засыпали Матильду Кшесинскую бриллиантами и другими драгоценностями. Действительно Матильда очень любила драгоценности, и даже на сцену выходила в нарядах, усыпанных настоящими драгоценными камнями, из-за чего у нее даже произошел скандал с директором театра.
После отъезда Кшесинской за границу пошли слухи о несметных сокровищах, спрятанных в особняке. Их продолжали искать и в 1917-ом и в 1930-е годы – и ищут в наше время. На самом деле практичная Матильда хранила все свои средства в сейфах фирмы Фаберже и в банках.
– Мне разрешили проверить семейную информацию о том, что в определенном месте в глубоком котловане были спрятаны все ценности Матильды Феликсовны, которая ничего с собой не увезла, – рассказывает Константин Севенард. – Устройством этого тайника занимались ее брат Иосиф Феликсович и великий князь Сергей Михайлович, а также несколько офицеров из его ближайшего окружения. Место было известно точно, потому что моя бабушка, Елена Владимировна Белихова, присутствовала при этих работах. Мы проверили. В этом месте действительно есть следы засыпки и перекрытий над котлованом – все, как рассказывала бабушка. Мы все это засняли, я написал официальное письмо, и поскольку работы по извлечению требовали серьезного проекта, мы сделали проект. И когда у власти появится воля реализовать этот проект, он может быть реализован.
К сожалению великосветские сплетни и слухи о высоких покровителях балерин и их любовные связи сегодня затмевают истинные образы великих русских танцовщиц. Известно, например, что дивная Тамара Карсавина покорила сердце будущего президента Финляндии Карла Густава Маннергейма не только танцем, но и блистательным умом. Кроме того, ее дивный танец сводил с ума всю Европу, а «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов времени.
А вот знаменитая Анна Павлова, чей умирающий лебедь облетел весь мир, отличалась от той же Кшесинской почти монашеским образом жизни. Но все они принесли славу русскому балету.
– Кшесинская, если можно так выразиться, была земной – в отличие от Павловой, – считает Ирина Пушкина. – Павлова уносила куда-то в горние выси, можно так сказать. Хотя обе прекрасно играли, обе жили каждым образом, в котором играли».
Советские страсти по балету
В советское время партийные вожди страны советов тоже пошли по стопам династии Романовых. Балет снова стал любимым искусством советской элиты. Известно, что лидер ленинградских коммунистов Сергей Миронович Киров обожал балерин, у него было много любовниц, как в Большом театре, так и в Ленинградском. Кстати за свою любвеобильность он и поплатился жизнью: жена его убийцы, Мильда Драуле была одной из его «подружек». Балерины из числа любовниц Кирова, считавшие Драуле своей соперницей, за сплетни об их романе, были посажены в лагеря за «клевету и антисоветскую агитацию».
– Руководитель города Ленинграда, знаменитый и великолепный человек, Сергей Миронович Киров, как говорят, часто наведывался в тот же самый особняк балерины Кшесинской, где находились некоторые структуры Ленсовета, – рассказывает Владимир Фортунатов. – Там же, как говорят непроверенные источники, проходили и тайные свидания Сергея Мироновича с балеринами, в основном из кордебалета Мариинского театра. Когда-то мне приходилось читать лекции в Мариинском театре и за чашкой чая беседовать с его старожилами, и они с гордостью говорили, мол, наш театр не случайно носит название Кировского, потому что Сергей Миронович Киров был большим любителем и большим ценителем балета и наших солисток, наших танцовщиц».
Еще одним страстным поклонником балета, а точнее, балерин, был Николай Александрович Булганин. Он входил в ближайшее окружение Сталина, а при Никите Хрущеве стал Председателем Совета министров СССР – формально первым лицом в государстве. Сохранилась удивительная записка Берии к Сталину:
«Секретно. товарищу Сталину И.В.
В ночь с 6 на 7 января 1948 года маршал Булганин, находясь в обществе двух балерин Большого театра в номере 348 гостиницы «Националь», напившись пьяным, бегал в одних кальсонах по коридорам, размахивая привязанными к ручке от швабры панталонами фисташкового цвета одной из балерин и от каждого встречного требовал кричать «Ура маршалу Советского Союза Булганину, министру Вооруженных Сил СССР!».
Кстати, именно Булганину мы должны быть благодарны за то, что в области балета мы впереди планеты всей. В 1956 году Будучи в Лондоне вместе с Хрущевым он подписал договор о культурном обмене…С него и началось триумфальное шествие Большого театра по миру.
– Если говорить об известных исторических персонажах, можно вспомнить также Иосифа Виссарионовича Сталина, чья жизнь окутана многими легендами: ему приписывают романы с балеринами Марией Семеновой и Ольгой Лепешинской, оперными певицами Валерией Барсовой и Наталией Шпиллер и многими другими, – рассказывает Владимир Фортунатов. – Но можно сказать одно: и у русских великих князей, и у советских руководителей был хороший вкус! Им нельзя в этом отказать.
«Чтобы сделать хороший балет, нужно любить красивых женщин», – говорил знаменитый Джордж Баланчин, положивший начало современному неоклассическому балету.
Почему о любовных романах балерин ходит так много слухов и сплетен? Очень просто: женщины завидуют их воздушности и красоте, для большинства же мужчин они остаются недоступным видением, и им остается только облизываться. Поэтому многие с радостью подхватывают все сплетни и пересуды.
Но на самом деле балет – это прежде всего упорный, тяжелейший ежедневный труд. Чтобы с легкостью пролететь по сцене, балерины изнашивают не одну пару пуантов. Россия удивительно богата на таланты и еще долго весь мир будет восторженно замирать, смотря удивительный танец.
– Классический танец, та же «Жизель» или «Спящая красавица», не должны уходить со сцены, – убеждена Ирина Пушкина. – Понятно, что их трудно сохранять в меняющемся мире искусства балета. Напомню то, с чего мы начинали: меняются даже телесные формы у танцовщиков и танцовщиц! Но я считаю, что классический балет – это то высшее, что должно жить, и жить вечно!