Вопреки самым разным санкциям, в России строят мост через Керченский пролив. Официального названия у него пока нет. Но скоро появится. Как выберут люди, так и будут писать на картах и дорожных указателях. Всего пять вариантов: Крымский, Керченский, Тузлинский, Мост Дружбы или Мост Воссоединения. Онлайн-голосование началось на этой неделе и продлится месяц. Репортаж корреспондента телеканала «МИР 24» Анастасии Глебовой.
Гул и рев строительной техники не стихает ни на минуту. На Крымском мосту работают при любой погоде. Одну из самых протяженных переправ в стране – ее длина 19 километров – одновременно возводят 7 тысяч строителей. Лучшие из лучших. Как известно – кадры решают все!
«Чтобы сармировать арматурный каркас плиты, уходит порядка 9 суток, это 18 смен. Процесс происходит непрерывно, одна смена меняет другую даже ночью», – говорит прораб Денис Пчелкин.
Пересменка каждые 12 часов – в 7 утра и в 7 вечера. Чтобы избежать простоев, строители живут рядом с мостом в специальном городке. Бригада Дениса Пчелкина только что вернулась из родной Чувашии после отпуска. Впереди – вахта длиной в месяц. Рабочим предстоит установить два автомобильных пролета по 200 тонн каждый – над Тузлинской косой и одноименным островом. Параллельно они будут укреплять арматурой и бетонировать полотно проезжей части.
«Это крючок, это арматура. Мы ее вяжем проволокой. Это птички. Этой птичкой мы связываем непосредственно нижнюю арматуру с верхней, чтобы не было люфта. Инструментом под названием обезьяна мы вяжем птички», – поясняет арматурщик Эдуард Белов.
Эдуард Белов пришел на стройку разнорабочим. Сейчас работает арматурщиком. Такой профессиональный скачок – здесь норма. Заканчиваются одни работы – отряд перебрасывают на другие. Команда осваивает новые специальности. Погода тоже диктует свои правила.
«При ветре нельзя работать с кранами. Можно вести другие работы: сварочные, такелажные. Так как основные работы крановые, по подаче бетона, по установке трубосвай, то тяжеловато было. Тем не менее, справились», – говорит начальник ФКУ Упрдор Тамань Роман Новиков.
С высоты птичьего полета видно – будущая автотрасса почти сомкнулась над Керченским проливом. Все сваи – а их здесь более 3 тысяч – забиты. Где-то первый слой асфальтобетонного покрытия уже частично лег на готовое полотно проезжей части.
Команда Александра Беспалова здесь с начала строительства. Его мостоотряд – старейший в России, в этом году отметил 75-летие. У всех специалистов – внушительный послужной список. Александр, например, строил Четвертое транспортное кольцо в Москве и Берлинский мост в Калининграде.
«Наш отряд приехал одним из первых на эту стройку. Наш отряд сделал первые направляющие под забивку труб, мы погрузили первую трубу, сформировали первую опору, залили первую плиту проезжей части. Везде наш отряд в первых рядах», – отмечает прораб Александр Беспалов.
Стройотряды – многонациональные. Монтажник Тахир Курманбеков – казах. Его дальние родственники живут в Актау, а он родился и вырос в Астрахани.
«Я строил железобетонный мост, металлический, через Россию в Казахстан, два года строил. В Астрахань приехали и там три года строили мост через реку. Потом на Олимпиаду в Сочи бросили», – рассказывает монтажник Тахир Курманбаев.
На площадке сейчас около сотни земляков Тахира. Часто строители обедают здесь же, под сводами Крымского моста, в небольшой столовой. На обед – на первое борщ, на второе – по выбору рис, макароны, гуляш, котлета, окорочок жаренный, отварной, сардельки, колбаска гриль. Перерыв на час, и снова за работу.
В августе этого года бригадам, которые отвечали за транспортировку железнодорожной арки с Керченского полуострова к фарватеру, пришлось не спать двое суток. Конструкцию весом более шести тысяч тонн собирали на крымском берегу под открытым небом почти год. Когда она была готова, пришлось две недели ждать штиля. Уникальную операцию проводили ночью при поддержке моряков.
«Море, погода, ветер, волна. Все это затрудняет доставку по воде и сдерживает темпы работы, поэтому приходилось все время выкручиваться, находить какие-то технические решения, как ускорить процесс, приходилось проявлять смекалку. Сложно было бороться именно с погодными условиями», – вспоминает старший прораб Сергей Чепурнов.
Эту сложнейшую работу пришлось повторить осенью. В октябре на фарватер доставили автомобильную арку весом пять тысяч тонн.
«Подъем двух арок, сначала железнодорожной, а потом и автомобильной – это пик всей стройки. Сплоченная команда, которая сформировалась в период строительства объекта, показала свой профессионализм, навыки и новейшие технологии мостостроения, которые в отечественном мостостроении раньше не использовались – они были применены впервые и в такие сжатые сроки», – отметил заместитель генерального директора по инфраструктурным проектам ООО «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин.
Автомобильная и железнодорожная арки находятся на высоте 35 метров над уровнем моря. Они соединяют две части Крымского моста и формируют судоходный канал. Его габариты позволяют беспрепятственно проходить всем судам из Черного моря в Азовское и обратно.
Крымский мост очень ждут по обе стороны Керченского пролива. Пока из Тамани в Керчь и обратно быстро добраться можно только на пароме, но переправа сильно зависит от погоды. Местные жители и туристы рассчитывают уже в следующем году поехать в Крым на машине по мосту. Спешат и строители, для которых Крымский мост стал делом чести. Еще они мечтают, в числе первых промчаться с ветерком по новой трассе вместе со своими семьями.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе