Мировая премьера балета «Нуреев» – самой скандальной постановки года – со второй попытки состоялась на Исторической сцене Большого театра. 11 июля она была отменена. Руководство театра тогда объяснило это неготовностью спектакля. Премьеру «Нуреева» перенесли на май следующего года, а потом, сверив графики всех причастных к премьере, решили дать станцевать ее на полгода раньше, в декабре. Премьера проходит без режиссера-постановщика Кирилла Серебренникова, который уже четвертый месяц находится под домашним арестом по делу «Седьмой студии». Как стало известно журналистам, режиссер не принимал участие в очередном раунде репетиций, несмотря на то, что в театре на это надеялись.
Конечно, это не классический балет, какого от Серебренникова никто, наверное, и не ждал. Здесь не только танцуют, но и поют, причем поют и сольно, и хором. Много разговаривают, и сам сюжет (а либретто написал тоже Серебренников) строится вокруг знаменитого аукциона, на котором продают вещи Рудольфа Нуриева. В роли аукциониста выступает Игорь Верник.
Все, что происходило на репетициях, и все что делал хореограф Юрий Посохов, согласовано с Серебренниковым. На генеральных прогонах в зале немало споров было на тему того, как постановщик сможет увидеть поставленный им спектакль и сможет ли вообще. В театре, впрочем, больше думают о том, как воспримут премьеру, но в общем готовы к разным мнениям и ждут их со стоическим философским спокойствием.
«Спектакль, безусловно, вызовет споры, вызовет у кого-то приятие, у кого-то неприятие. Но мне кажется, что мы все-таки занимаемся искусством, и искусство должно поднимать и те проблемы и вопросы, которым живет общество», – заявил гендиректор ГАБТа Владимир Урин.
По сюжету это классический байопик. Но если в кино такие биографические истории уже давняя традиция, немногим уступающая по древности возрасту самого кинематографа, то в балете – настоящее событие. Во всяком случае оба исполнителя заглавной партии говорят именно так, для них станцевать этот балет все равно что совершить подвиг.
«Партия Нуреева, весь первый акт сам по себе сложный, как и в целом балет. Потому что это биографический балет-спектакль. Где-то он очень похож на кинематограф. Потому что мы пытаемся охватить за 2-2,5 часа целую жизнь великого танцовщика, хореографа», – рассказал солист ГАБТа Игорь Цвирко.
«Мы такого жанра раньше не видели. Он невероятного масштаба. Показана история героя, я раньше такого не исполнял: от молодости до болезни, старости, смерти нужно прожить эту жизнь», – отмечает премьер Большого театра Владислав Лантратов.
Первые два спектакля станцуют в эти выходные, следующие два пока в афише не обозначены, но в театре говорят, что в мае будет еще одна короткая серия.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
Подробнее в сюжете: Большой театр