«Перед Новым годом клерки и топ-менеджеры выглядят, как террористы»

18:52 12/12/2017
«Перед Новым годом клерки и топ-менеджеры выглядят, как террористы»
ФОТО : Mir24.tv / Татьяна Константинова

Задержанные в Москве игиловцы, планировавшие устроить теракты на новогодние праздники и президентские выборы, могут оказаться далеко не последней головной болью силовиков. По словам директора ФСБ Александра Бортникова, после освобождения Сирии от боевиков возвращение в Россию бывших участников бандформирований представляет реальную опасность. Лидеры международных группировок пытаются «создать очаги» террористов в различных российских регионах, подчеркнул он.

Могут ли в таких условиях вычислить потенциального «смертника» сами граждане, или все же лучше полагаться в этом вопросе на специалистов? С одной стороны, террористом может оказаться любой: сосед, приятель, знакомый, и владеть некоторыми навыками по этой части в нынешней непростой обстановке нелишне. С другой, прогресс не стоит на месте, и наверняка террористы тоже изобретают все новые способы оставаться незамеченными в толпе.

Ведущий российский профайлер и полиграфолог, автор нескольких методик по выявлению лжи, разработчик методик по распознаванию серийных убийц, сотрудник Всемирного антитеррористического фонда Анна Кулик уверена: каждый должен заниматься своим делом, тем более что каких-то универсальных методик «для чайников» на сей счет не существует.

По ее словам, речь идет не столько о том, чтобы выявлять террористов среди соседей, сколько о более серьезной угрозе. «Прогресс, конечно, шагнул вперед, но многое ушло в киберпространство, в виртуальную плоскость, в различные шифрованные мессенджеры, соцсети. Люди не обмениваются там идеями что-то взорвать напрямую, у них свой определенный язык. Бороться с киберпространством гораздо сложнее», – заявила эксперт обозревателю «МИР 24».

Люди создают большие масштабные проблемы одним кликом, и за последние пару лет возросла именно эта угроза.

Если рассматривать терроризм как любое воздействие на массы, рождающее панику, смуту, сдвигающее религиозные либо политические основы, в соцсетях вообще этого достаточно. Появилось много различных подверсий терроризма, не требующих наличия оружия и огромных финансов. «Сейчас, к сожалению, люди создают большие масштабные проблемы одним кликом, и за последние пару лет возросла именно эта угроза», – отмечает А.Кулик.

К тому же, если обычный человек может выявить террориста в соседе, это плохой террорист. Действительно, их подготовка в плане навыков сливаться с толпой и порой даже вести себя более правильно и социально приемлемо, нежели среднестатистический сосед, очень сильна, считает эксперт.

Если обычный человек может выявить террориста в соседе, это плохой террорист. Их подготовка в плане навыков сливаться с толпой и порой даже вести себя более правильно и социально приемлемо, нежели среднестатистический сосед.

Конечно, если человек замкнут, социопатичен, агрессивно настроен по отношению к людям, если при виде условно «чужого» у него играют желваки, это не к добру. Но не каждый такой кандидат может оказаться террористом. «Нет ни одного шаблона – выглядит вот так, одевается так, в мимике чаще всего проявляет вот это, жестикуляция такая-то, иначе у нас давно бы победили терроризм и преступность», – считает Анна Кулик.

Тем не менее, если террорист недостаточно «квалифицирован» и не умеет работать со своими реакциями, в общем потоке людей его могут выдать три эмоции. Первая – агрессивность (сдвинутые брови, приподнятое нижнее веко, сконцентрированный взгляд). Такие граждане стараются избегать камер видеонаблюдения, постоянно шифруются, меняют мобильники и сим-карты. Вторая – страх, тревожность. Инстинкт самосохранения никуда не денется, даже если человек собрался на самоподрыв. Третьи – зомби, люди без эмоций, мозги и чувства которых «промыты» до полной нечувствительности.

«Зомби» - многие клерки и топ-менеджеры сейчас выглядят именно так. 

«Но и эти описания могут подходить к кому угодно. Озлобиться или опечалиться человек может от похода в банк, где ему подняли ипотеку, или от увольнения, Если же говорить про «зомби», многие клерки и топ-менеджеры сейчас выглядят именно так. Перед Новым годом наступает эмоциональное и профессиональное выгорание, «что воля, что неволя, мне все равно». Поэтому огромная просьба к населению, не связанному по роду профессиональных занятий с ловлей террористов: лучше не надо! Если вы хотите найти террориста, вы найдете его даже в маленькой бабушке Марьиванне, которая день и ночь ругается на лавке, или сдадите невзначай в органы собственного начальника, что очень удобно. Подметили что-то не то – и вперед», – поясняет аналитик.

Безусловно, есть какие-то критерии, но они видны только профессиональному глазу – в противном случае недалеко и до паранойи. А вот с интернетом, подчеркивает эксперт, нужно быть аккуратнее. Сейчас вербовщики цепляются к молодежи именно там, внедряются в различные группы по интересам, подстраиваясь под молодежную субкультуру и сленг. И некоторые молодые люди с неустойчивыми представлениями о жизни легко могут попасть под их влияние. «Поэтому самый главный совет гражданам – не искать признаки террориста в соседе, а смотреть за своими детьми, школьниками и студентами, которые часто становятся невидимой неосознанной силой в руках злоумышленников», – отмечает А.Кулик.

Кроме того, необходимо сотрудничать с органами. Если правоохранители просят что-то снять или показать в аэропорту, значит, у них есть на это основания. А вот шутки в этих случаях неуместны. «Недавно в Домодедово один забавный мужичок «пошутил», что у него есть бомба, отмахнув на себя тем самым огромное количество специализированных людей, собачек и так далее. Вот этого делать не стоит», – подытожила Анна Кулик.

Юлия Кундухова