В эти дни на Кавказе вспоминают о штурме Эльбруса. 75 лет назад восхождение немецких войск в горы гитлеровская пропаганда преподнесла как полное покорение самой высокой точки в Европе. О тех, кто освобождал Приэльбрусье и войне в особо сложных условиях, рассказала корреспондент телеканала «МИР 24» Марина Сасикова.
Август 1942 года. Красноармейцы против горных стрелков дивизии «Эдельвейс». Наши в обычных бушлатах, фашисты – экипированы до зубов. Реконструкторы попытались воссоздать форму и снаряжение.
«Я всегда думал, как это – воевать в высокогорье. Сегодня я просто, попробовал в форме красноармейца подняться. Я понимаю, это даже рядом не стоит, с тем, что здесь было в 1942-1943 году. Но, то, что здесь сделали наши деды 75 лет назад, кроме как великий подвиг и чудо, не назовешь», – отметил участник военно-исторической реконструкции «Заоблачный фронт» Владимир Волков.
Здесь не было ни фронта, ни фланга, ни тыла. В горах хозяин боя тот, кто на высшей точке. Тогда немцы захватили самую высокогорную гостиницу мира – «Приют-11». Четыре километра 200 метров над уровнем моря. Оттуда видны все перевалы и склоны Кавказских гор.
«Приют 11» Был взят без единого выстрела, и 21 августа команда капитана Грота поднялась на вершину Эльбруса и водрузила немецкие флаги», – рассказал председатель Кабардино-Балкарского отделения Русского географического общества Виктор Котляров.
Из архива историка Виктора Котлярова: немецкая газета 1942 года выпуска. Ее нашли после бегства немцев из Приэльбрусья в той самой гостинице. На титульном листе фото капитана Грота, гостиница и слова: «Пал Эльбрус, падет и Советский Союз». «Теперь Эльбрус на тысячу лет стал немецким».
«Тут они так пишут, будто бы в зимних условиях еще никто не поднимался на Эльбрус. Это откровенная ложь. На самом деле взятие Эльбруса не имело, тактического , практического значения, но оно имело, куда большее моральное значение. Действительно пала высочайшая вершина Европы. Эльбрус как таковой стал немецким. И это оказывало весьма негативное воздействие на умы и души наших солдат», – указал Котляров.
Михаил Бобров в 1943-м одним из первых отправился воевать за кавказские перевалы. Сейчас ему 94. А тогда командиру горно-стрелкового отряда было 19.
«Есть приказ Сталина, срочно собрать со всех фронтов бывших альпинистов, кто занимался горным туризмом», – вспоминает ветеран.
Отряд Боброва помогал группе альпинистов. В 50-градусный мороз они отправились на штурм Эльбруса. Впереди заминированные немецкие базы и флаги со свастикой на высочайшей вершине Европы.
«Я поднимался с этим отрядом вместе и остался на «Приюте-11». Были мы там уже 11 февраля 43 года. 13 февраля выходит первая группа в количестве шести человек под руководством Николая Гусака на западный Эльбрус», – поделился своими воспоминаниями Бобров.
Подниматься по заснеженным перевалам альпинистам мешали пурга и густой туман. Запасы еды быстро закончились. На этих кадрах видно: одежда наших солдат не для гор. Тем не менее, операция прошла успешно. Через несколько дней на западной, а затем уже и восточной вершине развевались cовесткие флаги.
Читайте также: