Президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию, а также на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Рабочая молодежь», обратил пристальное внимание на модернизацию профобразования. Как с этим обстоят дела, в эфире «МИР 24» рассказал эксперт по рынку рабочих профессий Илья Ильин.
Чем, на ваш взгляд, вызвано такое внимание президента к сфере профобразования
Илья Ильин: Вызвано тем, что нам нужно повышать ВВП. ВВП будет повышаться за счет производства. Производство должно расти. И мы это понимаем и наконец-то двигаемся вперед в этом направлении.
Получается так, что за последние пару десятков лет рынок профессий в России изменился очень сильно.
Илья Ильин: Были размыты ценности. И мы с вами замечаем, что в 90-е годы и дальше перестало быть модным быть рабочим, стало модным быть юристом, экономистом. Вузов, которые стали выпускать юристов, экономистов и так далее, стало много.
Да в каждом вузе появился юридический факультет, экономический факультет, бухгалтерский факультет.
Илья Ильин: Абсолютно точно. И дальше эти люди, к сожалению, не получали достойного образования, шли работать куда попало. И сейчас фактически это та аудитория, которая может работать профессионально на заводах, продвигаться и приносить серьезную пользу.
Юридические и экономические факультеты появлялись в невообразимом количестве, потому что эти профессии считались модными.
Илья Ильин: Абсолютно точно. В один прекрасный момент рабочим перестало быть модным, даже стало определенным образом зазорно.
Да. Если ты работаешь на заводе, ты, мягко говоря, неудачник.
Илья Ильин: Да, второго сорта. Поэтому ушли ПТУ, потому что элементарно не было людей, которые хотели бы там учиться. Все перешли в вузы получать высшее образование. Дошло до того, что в определенный период времени на рабочих профессиях больше платили, нежели чем людям с высшим образованием, которые работали так называемыми юристами или экономистами.
Потому что вступает в силу обыкновенный экономический закон. Там, где есть переизбыток, это стоит меньше. Поскольку юристов и экономистов был переизбыток, соответственно и ценность этих профессий упала. А поскольку не хватает людей, которые могут стоять за токарным станком, фрезерным станком, которые могут работать слесарями, естественно, на них спрос, за ними начинается форменная охота. Или я не прав?
Илья Ильин: Ну охота до сих пор есть. Особенно за фрезеровщиками, крановщиками и так далее. Но также больше становится операторов, кладовщиков, операторов линий, упаковщиков. И в принципе ребята готовы идти на эти профессии. Также мы видим, что возрождаются средние учебные заведения, появляется профобразование на больших заводах. Я не могу сказать, что это идет очень активно, но первые шаги делаются.
Руководство предприятия осознает, что трудовые кадры надо воспитывать у себя, чтобы было кому завтра прийти на смену тем, кто уходит на пенсию. А какая самая-самая востребованная профессия на сегодня?
Илья Ильин: Оператор, оператор линии, конвейерные истории.
Насколько я понимаю, токарь, который был 30 лет, и тот человек, который сегодня работает токарем, это все-таки два разных человека.
Илья Ильин: Да. Есть такие уникальные профессии, как токарь, водитель автопогрузчика. Таких людей мало, надо учиться. На оператора, упаковщика, кладовщика можно в процессе обучиться. Есть довольно большой спрос на водителей автопогрузчиков, водителей ричтраков, токарей, крановщиков. Это то, чего не хватает.
Это профессии, на подготовку которых уходит не один год, я так понимаю.
Илья Ильин: Не один год уходит. И таких людей мало. И они до сих пор востребованны, получают достойную зарплату.
Молодежь-то идет на эти профессии? Насколько охотно? Поменялась эта модная тенденция? Стали ли модными рабочие профессии?
Илья Ильин: Тенденция поменялась. Нет отвращения к рабочим профессиям. Видно, что экономика требует таких людей. И, соответственно, перестало быть зазорным. Люди идут, потому что не всегда, получив диплом юриста или экономиста, можно найти достойную работу, в силу того что знания были получены не совсем достойные.
С дипломом экономиста работать продавцом в магазине.
Илья Ильин: Такое часто встречается. И мы видим, что количество людей, которые получили высшее образование, зашкаливает. А не всем оно нужно.
Если человек получил экономическое образование, но не смог найти работу, он переучиться на рабочую профессию может. Существуют какие-то центры?
Илья Ильин: Создаются сейчас определенные центры: колледжи, техникумы, сузы, которые готовы переучивать, давать профподготовку, для того чтобы уже дальше специалисты развивались на заводах. Можно получить. Есть первый такой виток. Очень надеюсь, что после выступления президента, будет новый виток, который охватит большее количество людей и, соответственно, за счет этого экономика будет серьезно продвигаться вперед.
Даже в одной профессии надо совершенствоваться, потому что прогресс не стоит на месте. Для повышения квалификации человек будет вынужден куда-то отлучаться на три месяца – полгода или оно будет на производстве?
Илья Ильин: Сейчас мы видим тенденцию, когда производство в кооперации с обучающими центрами готовит определенные программы на одинаковом оборудовании, чтобы люди получали правильные знания и применяли свои знания на производстве. Опять же, мы должны понимать, что это первый виток. Существует много иностранных предприятий, которые зашли на российский рынок. Они обучают непосредственно на рабочих местах и выделяют достаточно много времени на обучение, потому что они понимают, что первый человек, который пришел к ним, он сразу не будет производительным, он должен определенное количество смен наработать. Большие предприятия могут себе это позволить.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира