Памяти Михаила Угарова: худрук Театра.doc – о театре, запрете мата и власти

15:18 02/04/2018
Похороны Михаила Угарова пройдут на Троекуровском кладбище
ФОТО : ТАСС / Смертин Павел

Основатель и художественный руководитель московского театра документальной пьесы «Театр.doc» Михаил Угаров скончался сегодня от сердечного приступа. Ему было 62 года.

«МИР 24» решил вспомнить, что драматург и режиссер думал о театральном мире, власти и реальности, а также запрете мата. 

В 2014 году вступили поправки к закону «О государственном языке», согласно которым во всех произведениях искусства необходимо убрать ненормативную лексику и не использовать ее в дальнейшем ни в СМИ, ни в литературных произведениях, ни в театральных постановках. Один из самых ревностных последователей новой драмы и реалистичного, документального театра Михаил Угаров считал, что данный закон противоречит реальности. 

Запрет матерных слов

«Театр наиболее уязвим в этом смысле, и совсем не потому, что мы очень любим ругаться матом, а потому что мы занимаемся реальностью. Этот запрет – закон против реальности, по моему восприятию, даже комический», – сказал Михаил Угаров в интервью телеканалу «МИР». 

«В программках предупреждается, что в спектакле может прозвучать ненормативная лексика. Каждый сам для себя может решить – хочет он смотреть такую постановку или нет. С этим невозможно бороться, ведь русский язык все равно победит». 

«Идиотский» закон

«Нужно бороться в любом случае, даже если ты проиграешь. Мы, конечно, понесем существенные потери (лишение лицензии в случае несоблюдения – прим. ред.), но если мы ляжем под этот идиотский закон, то мы потеряем в три раза больше».

Почему без мата никуда

«Существует модная теория, что драматурги пишут мат ради эпатажа, однако это совсем не так. Подобные слова необходимы только в экспрессивных и смысловых целях. Я сам являюсь автором пьесы «Маскарад маскарад», и если бы мне предложили там что-то изменить, я не смог бы придумать выхода. Я не могу найти адекватного аналога».

Власть и реальность

«Чего больше всего ненавидит наша власть – это реальность. Они любят нашу историю до смерти, они любят наше будущее, особенно во времена социализма. И не дай Бог обратить внимание на здесь-сейчас – реальность».