Саммит двух Корей: кто кого политически победил

16:19 27/04/2018

Лидеры Северной и Южной Кореи встретились впервые за 11 лет. Ким Чен Ын стал первым лидером КНДР, переступившим через границу Южной Кореи. Местом встречи лидеров двух государств стал пограничный пункт Пханмунджом. Лидера КНДР приветствовал почетный караул вооруженных сил Южной Кореи. После церемонии приветствия Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин отправились в «Дом мира».

Что изменит историческая встреча лидеров Северной и Южной Кореи, в студии телеканала «МИР 24» рассказал политолог Александр Асафов.

- Ким Чен Ын назвал свою встречу с Мун Чжэ Ином началом новой эпохи. Как вы считаете, эти слова – дань восточному этикету или две страны действительно стоят на пороге судьбоносных перемен?

Александр Асафов: Безусловно, это шаг вперед по сравнению с тем, что было. Это историческая веха в определенном смысле, но я бы пока не переоценивал ее значение. Мы не видим определенных нюансов и подробностей, но объединение Корей зафиксировано и у Сеула, и у Пхеньяна на законодательном уровне как цель государства. Вопрос в реализации этих намерений. То, что они смогли найти общий язык, пусть в таком еще узком коридоре обсуждения, уже внушает оптимизм. Еще совсем недавно обстановка была совсем другая – были обоюдные угрозы, в обеих странах действовали уголовные наказания за прослушивание «чужой» музыки.

КНДР и США на пороге войны

- Перед началом саммита лидеры двух Корей обменялись долгим рукопожатием. При этом каждый оставался на своей стороне границы. Затем между лидерами двух стран состоялся короткий диалог, и Ким Чен Ын ступил на южнокорейскую землю. После этого лидер КНДР предложил своему коллеге зайти «в гости». Мун Чжэ Ин сделал шаг на сторону КНДР. Как думаете, этот момент был заранее оговорен? 

Александр Асафов: Вся встреча и весь протокол наполнен глубочайшим символизмом. Без этого на Востоке невозможно представить подобного рода политическое общение. И символическое перешагивание границы в обе стороны, и посадка сосны – все это очень важно. Что касается маневра с перешагиванием границы – несмотря на его внешний спонтанный характер, думаю, это было согласовано, учитывая жесточайший протокол и безопасность обоих лидеров.

- Встреча на территории Южной Кореи – это принципиальный момент? 

Александр Асафов: Это важный момент, если посмотреть на ситуацию в исторической динамике. Это первая встреча лидеров на стороне Южной Кореи. Два предыдущих саммита были на стороне Северной Кореи. Этот момент глубоко символичен. Он показывает, что Южная Корея выступает с определенной миротворческой риторикой, на которую соглашается Северная Корея. Это обмен взаимными уступками и подчеркивание роли Южной Кореи.

- Еще один символичный момент встречи. В демилитаризованной зоне лидеры двух Корей посадили «сосну мира». И присыпали ее землей с горы Пэктусан на севере полуострова и горы Халласан на юге полуострова. Полили деревце водой из рек по обе стороны границы. Само дерево произросло из семени в год окончания трехлетней корейской войны. Почему на этих переговорах так много показательных, символических жестов?

Александр Асафов: Такова специфики менталитета. В меню совместного обеда тое будут символические блюда. Северокорейскому лидеру будет подано швейцарское блюдо – он учился в Швейцарии, поэтому оно должно быть ему знакомо. А лидеру Южной Кореи подадут камбалу, выловленную в его родном городе. Это оставление зарубок на будущее и выстраивание конструктивного диалога. Сосна сама по себе имеет большое значение в корейской культуре. Каждый момент встречи тщательно рассчитан. Встреча готовилась продолжительное время и была связана с напряженной деятельностью ведомств, которые ее готовили. Там нет ничего случайного.

- Путь к этой встрече был крайне сложным. Чтобы разговаривать с соседом на равных, Ким Чен Ыну пришлось выдержать чудовищное давление Запада. С вашей точки зрения, разговор на равных получился?

Александр Асафов: О встрече на равных говорить сложно. Это колоссальная внешнеполитическая победа северокорейского лидера. В данном случае он выступает в качестве победителя, несмотря на то, что он заметно младше своего визави. После колоссального международного давления, потрясания большими красными кнопками в твитере Трампа, угроз и прямых оскорблений, международной изоляции, определения статуса страны-изгоя Ким Чен Ыну удалось прийти к основному для него вектору объединения двух стран. Это можно рассматривать как состоявшуюся внешнеполитическую победу. Южная Корея в данном случае скорее выступает как посол от Вашингтона и во многом проецирует повестку именно США. Северокорейский же лидер выступает исключительно со своими целями.

Полную версию интервью смотрите в видеоролике.