Бабушка-поисковик: как пенсионерка помогает сохранить память о войне

08:55 28/04/2018

Она была ребенком во время Великой Отечественной войны, но знает о той страшной войне все. В Волгограде живет бабушка-поисковик. Так сама себя называет Дэя Вразова. Она проводит экскурсии по родной Бекетовке, где рассказывает школьникам и туристам о событиях тех лет. Подробнее – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Романа Паршинцева.

Очередным туристам пенсионер Дэя Вразова рассказывает и показывает тот самый дом на краю Сталинграда. Здесь в январе 1943 года генерал-лейтенант Михаил Шумилов впервые допросил плененного фельдмаршала Фридриха Паулюса

Фронтовой оператор снимал эти кадры спустя два часа, как 6-я армия вермахта вместе со штабом сдалась в плен Красной армии. Обычный деревянный дом в Бекетовке, снаружи такой же, как и 75 лет назад.

«Когда же их кормили обедом, немцев, то Паулюс попросил русской водки и выпил за победителей у нас в Бекетовке, здесь», – говорит Вразова.

Дэя Григорьевна – экскурсовод по призванию. Этот дом не является музеем, здесь по-прежнему живут люди. Денег за экскурсии ей не платят. Женщина сама попросила спонсоров изготовить мемориальные доски и таблички для дома. Все потому, что она ребенок войны. Родилась здесь же, в поселке. В день освобождения Сталинграда ей было всего два года, но атмосферу того времени она будто впитала кожей.

«Возле нашего барака был штаб 102-й дивизии противовоздушной обороны. Я его называла красивый барак. Он был обмазан и побелен. И меня посылали с обычным бидоном, вот как молоко покупаем», – вспоминает пенсионерка.

Вид немецких военнопленных в Сталинграде был плачевный. Оборванные и подавленные люди. Но почему-то детскому сознанию они внушали настоящий ужас.

«И я, уже седая, поняла, что это мой страх так отразился. И многие дети войны вам расскажут о своих снах. Поэтому мы, дети войны, седее ветеранов», – отметила Вразова.

Поле битвы Дэи Вразовой – архивы. За 15 лет добровольной работы с документами, общения с родственниками и поисковыми отрядами ей удалось установить десятки фамилий безымянных бойцов. На свою небольшую пенсию она даже умудряется издавать маленькие брошюры с биографиями погибших. Говорит: делает все, что может, потому что не может по-другому. Для нее, ребенка войны, это будто самой вспомнить все.