Борьба за порядок: напугают ли авиадебоширов «черные списки»

16:07 04/06/2018

Российские авиакомпании получили право отказывать дебоширам в повторных полетах. 4 июня вступили в силу поправки в Воздушный кодекс, КоАП и Гражданский кодекс.

Авиакомпании отныне могут аннулировать билеты дебоширов из «черного списка» – за исключением особо оговоренных случаев, когда человек, например, летит на лечение или похороны близкого человека, или у него нет возможности воспользоваться другим транспортом, кроме самолета.

Нарушитель спокойствия на борту воздушного судна может быть серьезно наказан. За отказ пристегнуть ремни – 15 суток ареста или штраф до 5 тысяч рублей. За хулиганство на борту до 5 лет лишения свободы и штраф до 500 тысяч рублей.

Напугают ли авиадебоширов черные списки, в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал адвокат, член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при Председателе Совета Федерации Евгений Корчаго.

- С сегодняшнего дня вступили в силу несколько поправок в законодательство: в Гражданский кодекс, КоАП и Воздушный кодекс. Авиакомпании получили право заносить пассажира в черный список после дебоша на борту самолета и после отказывать ему в повторной перевозке целый год. Как думаете, напугает это авиахулиганов?

Евгений Корчаго: На самом деле, это сделано не для того, чтобы напугать авиахулиганов, а оградить законопослушных граждан. Чтобы в дальнейшем те люди, которые считают для себя возможным дебоширить на борту, не доставляли им проблем. Но возможность применения общей превенции, то есть возможность «напугать хулиганов», действительно остается.

- С другой стороны, едва ли авиахулиганы планируют скандалить на борту. Скорее всего, у них это спонтанно получается. Под действием алкоголя или по каким-то другим причинам...

Евгений Корчаго: С одной стороны, да. С другой – люди, как правило, знают, как они себя ведут на борту. Знают, как они реагируют на прием алкоголя. Кто-то становится мягким и пушистым и спокойно спит, а кого-то тянет на подвиги. Многие пьют не на борту, а перед этим – в силу того, что боятся перелетов или еще по какой-причине. Злоупотребляют алкоголем, но почему из-за этого должны страдать другие пассажиры?

- Авиакомпании получили право аннулировать билеты пассажиров из черного списка. А деньги за билет провинившемуся вернут?

Евгений Корчаго: В законе детально этот момент пока не отрегулирован. Но если гражданину билет продали, а на борт не пустили, то деньги ему должны вернуть. Если ему билет не продают изначально, то вопросов не возникает.

- По закону о включении в черный список перевозчик должен уведомить пассажира письменно. Что это значит? Отправить письмо на электронную почту? Или обычное письмо на почтовый адрес? Или вручить уведомление сразу в аэропорту?

Евгений Корчаго: Стандартным способом письменного уведомления является направление письма либо с описью вложения, либо с уведомлением. Такие письма не являются судебными и хранятся в почтовом отделении месяц и по истечению этого срока возвращаются обратно. Риск неполучения письма лежит на гражданине. Наши сограждане искренне считают, что если они ничего не получили, то «я в домике». Но это не работает, они будут считаться уведомленными, даже если не пришли на почту и не забрали письмо. По закону, мы обязаны получать корреспонденцию, не получаешь – сам виноват.

- Решение о внесении пассажира в черный список может быть оспорено в суде. Как это будет происходить? Пассажир будет доказывать, что он ни в чем не виноват? Или авиакомпания, что пассажир виновен?

Евгений Корчаго: Все будет зависеть от того, какие основания для обжалования. Если человек оспаривает включение в черные списки на основании того, что он ничего не совершал, то тогда уже компания должна будет доказывать обратное. То есть принести документы, подтверждающие, что он что-то совершил, его привлекли к ответственности – административной, уголовной, или еще каким-то образом подтвердить тот факт, что по его вине посадили самолет. Если же гражданин хочет, чтобы его исключили по каким-то формальным основаниям, то ему эти формальные основания нужно будет доказать. Если человека внесли в черный список без оснований, то тут можно требовать не просто исключения из списка, но и компенсации всех причиненных убытков.

- А если, допустим, полицию не вызывали и дела нет, но есть любительская видеозапись того, что человек вытворял на борту?

Евгений Корчаго: Суд будет принимать решение на основании тех доказательств, которые представит авиакомпания, и тех возражений, которые выскажет гражданин.

- В Воздушном кодексе описываются ситуации, когда авиакомпания не может отказать пассажиру в перевозке. Чтобы не ошибиться – прочитаю:

- Когда на маршруте нет альтернативной авиакомпании или когда перелет – единственный способ добраться до пункта назначения в РФ;

- Нельзя отказать пассажиру, который отправляется на лечение или сопровождает лиц с ограниченными возможностями к месту лечения;

- Нельзя отказать, если провинившийся пассажир летит на похороны члена семьи или близкого родственника.

Как думаете, для тех, кто уже буянил на борту, это не станет лазейкой обойти черный список? Как авиакомпании будут проверять достоверность представленных объяснений?

Евгений Корчаго: Пассажиру придется предъявить документ, допустим, справку о смерти родственника. Тут напрашивается аналогия с поговоркой – лучше оправдать сто виновных, чем осудить одного невиновного. Мы говорим о случае, когда человеку необходимо лететь, независимо ни от чего. И прекрасно понимаем, что если ничем, кроме как самолетом, нельзя добраться, то это именно тот случай. Мы должны понимать, что не имеем права наказывать человека сверх меры. Недопуск на похороны близких родственников, непредоставление возможности лечиться – это наказание, несоразмерное нарушению общественного порядка на борту. Законодательство совершенно справедливо предусмотрело механизм, благодаря которому человек может долететь, даже если он  черных списках. Если человек обманул авиакомпанию, то для этого есть службы безопасности. Пусть проводят проверку – с момента покупки билета до посадки в самолет есть какое-то время.

- Черные списки у каждой компании свои или общие?

Евгений Корчаго: Пока да, общероссийских списков пока нет. Но, может быть, в свое время они появятся, по примеру списка ГИБДД или списка судебных приставов. Но пока у каждой компании списки свои.