Дайвер: На спасение детей в Таиланде может уйти от одного дня до полугода

12:31 05/07/2018

В Таиланде продолжается операция по спасению детей из затопленной пещеры. У спасателей пока нет возможности вывести людей на поверхность. При бурении скважины спасатели наткнулись на гранитные породы. Спасти людей через ход в своде пещеры в ближайшее время невозможно.

12 школьников и их тренер оказались запертыми в пещере из-за наводнения. ЧП произошло в пещере Тхам Луанг в окрестностях города Месай на севере Таиланда. Поиски пропавших членов юниорской футбольной команды шли10 дней. В понедельник, 2 июля, подростков и их тренера нашли живыми британские дайверы.

Как спасти подростков, заблокированных в пещере водой, в студии телеканала «МИР 24» рассказал инструктор-тренер по пещерному дайвингу Сергей Горпинюк.

- Обсуждались два варианта спасения детей. Первый – выводить в специальном снаряжении под водой. Второй – пробурить скважину и поднять всех наверх через нее. Как считаете, насколько сложен первый способ, если учесть, что дайверы-профессионалы добирались до детей от входа в пещеру около шести часов?

Сергей Горпинюк: По структуре эта пещера типичная водоносная пещера. Есть вероятность того, что течение идет из пещеры, это может сильно облегчить жизнь. Дорога туда может занимать в несколько раз больше времени, чем дорога обратно – когда идешь по течению.

- По данным местных СМИ, эти дети из горных районов, они не то что нырять, они и плавать не умеют.

Сергей Горпинюк: В этом вопросе всем сильно повезло - чтобы нырять под воду, необязательно уметь плавать.

- Условия, в которых нужно вызволять детей из плена, сложные – нулевая видимость под водой, течение. Где-то придется выходить на незатопленные участки и преодолевать их пешком. Насколько все это сложно для неподготовленной группы детей?

Сергей Горпинюк: Нырять в такие воды и пещеры потрясающе интересно, это доставляет особое удовольствие. Это неосвоенная территория. Мы про Луну знаем больше, чем про наши подводные места.

На самом деле можно в сжатые сроки научить детей дышать под водой. Здесь важней психологическая подготовка. Если ребенок не паникует и спокойно все воспринимает, то он сможет спокойно вести себя под водой и выйти из пещеры за руку со спасателем. Сложность операции зависит от многих факторов – глубина, температура, сила течения и проходы через узости. Если все это позволяет, тогда можно вывести ребенка. Тем более туда подвезли специальные маски, которые проще в использовании, которые не требуют держать во рту загубник.

- Сложно ли научить детей пользоваться загубником, регулятором?

Сергей Горпинюк: Мои дети ныряют с шести лет. Хоть с этого возраста еще и нельзя, но все равно ныряют. Если там будут применять полнолицевые маски, то проблем не должно возникнуть, самое главное – выравнять давление в ушах. То есть на самом деле есть две проблемы – психология и выравнивание давления в ушах. Все остальное ерунда.

- Насколько, обычно, хватает баллонов с воздухом и как решать эту проблему во время спасательной операции? 

Сергей Горпинюк: Это зависит от глубины. Если глубина небольшая, то стандартного баллона спокойно хватает на час-полтора. В России тоже есть водоносные пещеры, которые затапливаются водой в зависимости от муссонов.

- Сколько времени минимально может потребоваться, чтобы подготовить к погружению ребенка?

Сергей Горпинюк: По стандартам это должно быть четыре-пять занятий в бассейне. Только после этого выезжают на открытую воду. В экстремальных условиях научить человека базовым навыкам, когда не надо держать плавучесть и контролировать себя, а погружаться за руку с преподавателем, можно за день-два.

Есть водолазы со своими правилами, а есть дайверы-любители. В России мы сейчас как раз боремся за то, чтобы объединить возможности дайверов и водолазов. Дайверы более мобильные – они спокойно ходят на глубину, могут плавать автономно. Школа обучения дайвингу позволяет в экстремальных ситуациях гораздо более просто и быстро обучить человека и вытащить, например, из затопленной пещеры.

- Что для детей будет самым трудным? 

Сергей Горпинюк: Психология. С точки зрения техники дети обучаются элементарно, с ними работать гораздо проще и приятней – они мотивированы и веселы, у них технических проблем практически никогда не возникает. Если спасателям удастся подтащить в пещеру еще и психолога, который подготовить детей, тогда все будет проще.

- Есть предложение организовать по маршруту движения освещение под водой. Поможет ли это?

Сергей Горпинюк: У любого инструктора, проводника с собой всегда как минимум три источника света – три фонаря. Поэтому особой необходимости в дополнительном освещении нет. Кроме того, в мутной воде это будет неэффективно, а затраты огромные.

- Как может проходить эвакуация? Инструктор просто возьмет ребенка за руку?

Сергей Горпинюк: Там уже натянута веревка. В любом пещерном дайвинге веревка обязательно ведет от входа до самой дальней точки погружения. Поэтому достаточно ребенка научить, чтобы он всегда придерживался рукой за эту веревку. За другую руку инструктор будет его тянуть. В такой схеме даже при нулевой видимости можно спокойно выйти наружу.

- Вам самому приходилось готовить детей?

Сергей Горпинюк: Да, конечно. Я в профессиональном дайвинге 15 лет, а пещерами занимаюсь более 30 лет.

- Дети провели под землей 10 дней, очевидно, они истощены. Это может серьезно повлиять на самочувствие при погружении?

Сергей Горпинюк: На погружение это никак не будет влиять. Если за 10 дней у них внутри коллектива не возникло психологических расхождений, паники и конфликтов, то это уже огромный положительный фактор. Они же спортсмены, их готовили к соревнованиям, они более тренированы. У спортсмена другая мотивация, он по-другому живет. Ему сказали «надо», он взял и сделал.

- На ваш взгляд, сколько времени может потребоваться на вывод детей из пещеры?

Сергей Горпинюк: От одного дня до полугода, все зависит от обстоятельств.