Последнее интервью фигуриста Дениса Тена

12:05 21/07/2018

Интеллигентность и простота. За это Дениса Тена любили его поклонники. Свое последнее интервью фигурист дал телеканалу Kazakh TV. 

- Денис, вас долгое время мучили травмы голеностопа, были другие травмы. Как вы сейчас себя чувствуете?

Денис Тен: К сожалению, в этот олимпийский год у меня была, наверное, самая серьезная травма в жизни. Но я к этому отношусь по-философски. Такие вещи случаются, все бывает. Сейчас чувствую себя намного лучше. Буквально в этом месяце впервые вышел на лед, начал тренировки, и думаю, что в скором времени буду готов на все 100 процентов. 

- Травма была очень серьезная, восстановление было длительным. Эффект уже ощутим?

Денис Тен: Я порвал голеностоп. Он состоит из четырех связок. Это наиболее важные связки, которые позволяют двигаться в повседневной жизни или профессиональной сфере. Я порвал две связки, третья была критически повреждена. Голеностоп держался на четвертой, и я мог просто сохранять человеческую позицию. Это самая неприятная травма.

- Не могу не спросить про Олимпиаду. Денис Тен до Южной Кореи и после – это разные люди?

Денис Тен: Я не делю жизнь так – до Олимпиады, после Олимпиады. У меня был не самый удачный опыт, не самое приятное настроение… И в этом году все сложилось по программам – по хореографии, по кондиции я был в нереальной форме этим летом. Ожидания были просто бешеные. Сложились костюмы – все как по маслу. И вот я приезжаю в Корею, меня пригласили на торжество – презентацию Олимпийских игр. Это было показательное выступление, некое представление. Буквально за два дня случается травма, которая в принципе выбивает меня из строя не то что на весь сезон, а на год, может быть, больше. Тем не менее, я понимаю, что это жизнь, такие вещи случаются, и нужно не сдаваться. Может быть, не все сложилось в этом году, но это не значит, что я должен зацикливаться на какой-то одной проблеме. Я от этого расту.

- В период после Олимпиады вы были довольно неактивны в соцсетях, вы закрылись…

Денис Тен: Я просто не люблю социальные сети. Я никогда не хотел быть медийным человеком, у меня не было тяги к публичности. В какой-то период я понял, что для меня соцсети – это возможность просто отчитываться перед людьми, перед которыми я чувствую определенную ответственность. И по завершении Олимпиады я стал жить своей жизнью. Взял паузу. У меня были какие-то свои увлечения, своя жизнь. Опять же, процесс реабилитации – это скучно. Кому это интересно?

- Фигуристы – это готовые космонавты. Фигурное катание – один из самых сложных физических видов спорта. Как вы чувствуете, будет ли готов организм к таким же нагрузкам к следующей Олимпиаде? Есть ли вероятность, что вы будете готовиться, начнете заниматься?

Денис Тен: Честно признаюсь: сейчас моя задача – вылечиться. До этого я все время залечивался, не долечивался. Я не первый год мучаюсь какими-то травмами. Исход данной ситуации – результат того, что на протяжении двух-трех лет я работал на износ. Просто организм не выдерживает. Когда мы делали полный анализ моего тела в Корее после того, как я травмировал голеностоп, врач так и сказала: что ты хочешь, у тебя повернуто бедро, не так стоит спина, у тебя вылетают колени. Что остается? Голеностоп. Это такая вещь, которая должна была случиться.

- Вы говорили, что даже элементарную паузу в карьере долго обдумываете. Потому что нет смены, нет человека, который подменит вас в сборной Казахстана.

Денис Тен: Я мечтаю о том, чтобы в Казахстане появилась целая плеяда фигуристов, пусть не взрослых. Когда я начинал делать первые шаги, был не один в группе. Все говорят, я единственный фигурист. Нет. Нас было сто человек, шестьсот, тысяча... 

- Сколько из них стали профессионалами?

Денис Тен: Остался только я. Все пытались, все трудились. Я уехал в Москву, и за мной поехало много людей. Все хотят стать чемпионами. Все занимаются спортом вначале ради удовольствия, а потом ради цели. И не у всех получается. Это очень обидно. Сейчас спорт стоит денег. У нас, например, в стране, положительная ситуация: есть секции бесплатные. А взять зарубеж. Например, в Америке, чтобы ребенка отдать в фигурное катание, родитель должен быть миллионером. Это огромные затраты: нужно оплачивать расходы на специалистов, на лед, на экипировку – каждый год нужна новая экипировка.

- Не возникает желание заняться тренерской деятельностью? Создать собственную школу, чтобы в нее ходили дети, и вы были причастны к тому, что у нас растет новое поколение фигуристов? 

Денис Тен: Мне многие говорили об этом... У меня есть очень интересный концепт, как бы я хотел сделать академию – не похожую на то, что делают в других странах или на то, что было или есть у нас. Другой вопрос, готов ли я к этому. Мне нравится делиться знаниями, работать с детьми. Но стать тренером – это огромная ответственность. Есть специалисты-фанаты своего дела, я их очень уважаю, и не надо думать, что все настолько негативно. Но их очень мало, это единицы.

- Уже больше пяти лет вы проживаете в США. Как вы опишете этот период?

Денис Тен: Я ничего не видел в Америке. Я там даже ни разу не был в кинотеатре. Не был в Диснейленде, хотя живу от него в часе езды. 

- Город Лос-Анджелес.

Денис Тен: Да, верно. Я занимаюсь там спортом, вот и все. Чтобы просто так приехать отдохнуть, нет времени.

- Но желание есть?

Денис Тен: Честно говоря, и желания тоже нет. Потому что ты там ради дела. Я там только из-за специалистов, из-за тренера, с которым работаю, той окружающей среды, в которой работаю. Только из-за профессиональной атмосферы. Фанат ли я этой страны или фанат ли нахождения за рубежом? Я прежде всего казах. Во всех мыслях, вещах, по ментальности. Я здесь родился. Я принимаю решения, исходя из того, как бы сделал это, находясь здесь.

- Что такое патриотизм в вашем понимании?

Денис Тен: Наверное, это духовный термин. Нужно уважать свою страну, уважать свою родину. Но моя любовь выражается не в словах, не в заявлениях. Элементарная вещь: ты идешь по улице и не соришь. Неважно, насколько ты крутой, успешный. Ты в первую очередь человек. И ты в первую очередь человек, у которого есть жизнь, и все равны – она очень хрупкая вещь, никогда не знаешь, что будет завтра… Мне кажется, патриотизм, любовь к Родине, к народу начинаются с понимания таких элементарных вещей.

- Ваш предок – известный в свое время генерал корейской армии во времена Корейской империи. Что вы о нем знаете?

Денис Тен:: Мой дед входит в список 15 самых выдающихся борцов за  независимость Кореи. В 1907 году он погиб, и это стало причиной того, как я оказался в Казахстане. Его семья была вынуждена пуститься в бега, потому что семью генерала враги обычно уничтожали.

- Спорт для вас не конечная точка? Вы видите себя в других областях?

Денис Тен: Нельзя думать, что спорт – это все. Спорт – это вся твоя жизнь, но лишь в какой-то период.

- Есть какие-то сферы, в которых вы хотели бы себя попробовать?

Денис Тен: Я и так везде себя пробую в свободное время. У меня есть определенный график, по которому я должен столько-то тренироваться и столько-то достигать. Есть учеба, где тоже есть дедлайны и экзамены. И есть свободное время, которое я люблю посвящать, например, музыке и графическому дизайну. В этом году я начал разрабатывать свой первый мобильный ап.

- Три книги обязательные к прочтению от Дениса Тена.

Денис Тен: Это не будет открытием: «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, мне очень нравится Оскар Уайльд. Если говорить о книгах на русском языке, то я люблю Виктора Пелевина и Сергея Довлатова.

- С 2013 года существует ледовое шоу «Денис и его друзья». Что для вас этот проект значит, какова его цель?

Денис Тен: Этот проект очень много для меня значит, потому что он особенный, он казахстанский. Он был создан в 2013 году как некий эксперимент, но в него поверили люди.

- Все-таки это проект для души или в нем есть коммерческая составляющая?

Денис Тен: Когда в 2013 году мы провели шоу, был такой мощный медийный резонанс, что в 2014 году к нам приехали 500 туристов только из Японии. Почему я говорю именно про японцев, потому что мы работали с агентствами, они готовили туры и могли перед нами отчитаться. Я знаю, что приезжали поклонники этого шоу и из России, Израиля, Италии, Кореи, также мы делали визы для китайцев. Для меня этот проект – это возможность поделиться глобальной идеей о спорте. Это уникальный проект, я выкладываюсь в нем по полной, он не обо мне, он о Казахстане.