Исторические здания по одному рублю за квадратный метр. Так действует новая программа сохранения архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Инвесторы за копейки получают дореволюционные постройки, восстанавливают их, а потом могут получать прибыль, разместив внутри офисы или магазины. Правда, свобода собственников все же ограничена. Кем и как, рассказала корреспондент телеканала «МИР 24» Ярославна Фролова.
Вокзал ныне не существующей железной дороги в Пушкине стыдливо прикрыт синим забором. «Царский павильон» не реконструировали со времени постройки в 1912 году. Здание разрушалось, теряло парадный облик, стирались временем элементы декора. Его первым выставят на торги в рамках городской программы «Памятник за рубль».
Спустя век угадывается псевдорусский архитектурный стиль. Сохранились фрески и барельеф «двуглавый орел». Он, конечно, изрядно ощипан, но подлежит реконструкции. Инвесторы получают в свое пользование дома с историей и обращаться с ними должны уважительно.
«В отношении объектов будет выдаваться обязательство инвесторов и КГИОП. И все работы будут проводиться в рамках выданного здания, в рамках согласованной проектной документации. У каждого объекта будет свое целевое назначение. И в договоре это будет прописано», – указала пресс-секретарь комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Оксана Шульга.
Рубль за квадратный метр – цена невероятно выгодная, но для инвесторов памятник – кот в мешке. Объем работ можно оценить только когда вскроешь полы. И порой приходится жертвовать декором и лепниной, чтобы спасти остатки истории.
«Заменить надо на бетонные конструкции, повторить рельеф и архитектуру фасада. Очень много вопросов по архитектуре. Методики принятия решения пока нет. И будут сталкиваться мнения архитектора и чиновников», – посетовал генеральный директор девелоперской компании Евгений Чистяков.
Власти Петербурга на реконструкцию здания отводят семь лет. Евгений Чистяков уверен: этого времени достаточно. Он и сам планирует следить за торгами. Сейчас его фирма занимается восстановлением казарм XVIII века. В корпусах разместят магазины, рестораны, офисы. И хоть основные работы уже завершены, стены разговаривают до сих пор. В этом и есть магия старинных сооружений.
«В одной из стен корпуса мы нашли записку, написанную военными солдатами. «Мы переживаем критический момент. До приказа осталось 32 дня». У людей дембель, и 32 дня – целая вечность. «Дембель неизбежен. Ура, товарищи». Краснодар, 69-71», – рассказал генеральный директор девелоперской компании Евгений Чистяков.
На торги выставлено шесть объектов. Среди них дом Челищева – постройка XIX века. Но горожане с опаской ждут, что появится на месте пустующего здания.
«Я считаю, в центре надо по максимуму сохранять исторический облик», – сказал мужчина.
«Центр исторический Санкт-Петербурга и здесь соответствующие достопримечательности. Поэтому что-то связанное с историей», – полагает девушка.
Аукцион пройдет осенью. Тогда и станет понятно, какая судьба ждет разрушающиеся памятники архитектуры.
На балансе у города сейчас находится большое количество исторических зданий. На их содержание просто не хватает денег. Отдать памятники частным инвесторам – пока самый реальный способ сохранения культурного наследия. Подобная программа действует и в Москве.
Читайте также: