Провал операции «Цитадель»

08:22 23/07/2018

На этой неделе в странах Содружества вспоминают жаркое лето 1943 года. 75 лет назад, во время Великой Отечественной войны, была завершена Курская стратегическая оборонительная операция. Она стала составной частью общей Курской битвы и проводилась для срыва летнего наступления немецких войск по плану «Цитадель», сообщает корреспондент «МИР 24» Роман Гальперин.

Июль 1943-го, Восточный фронт. Сюда Гитлер направил свои лучшие силы – 50 дивизий, в том числе 18 танковых. Фюрер жаждал реванша за Сталинград. Еще в апреле он разработал план «Цитадель». Войска вермахта должны были двумя мощными ударами с юга и севера срезать огромный выступ в линии фронта, прозванный «Курской дугой».

В ответ советские военачальники разработали оборонительный план. За несколько месяцев под Курском возвели мощную линию обороны, подтянули большие резервы. Это редчайший случай в военной истории, когда превосходящая по численности армия сознательно отдала инициативу и позволила врагу нанести удар первым. Тем не менее не все пошло по плану.

«Очень много пришлось импровизировать. Потому что события пошли не по тем сценариям, на которые рассчитывали. Не угадали точные направления ударов. Даже на северном фасе, где всего 70 километров танкодоступной местности. Но все равно не угадали. И немцы опрокинули самую неподготовленную дивизию», – говорит кандидат исторических наук, военный историк Алексей Исаев.

Немцы начали наступать 5 июля. Целую неделю новейшие «Тигры», «Фердинанды» и «Пантеры» терзали советские войска. Перелом пришелся на 12 июля. У небольшой станции Прохоровка произошло самое крупное танковое сражение. После грандиозной битвы еще несколько дней гитлеровцы пытались наступать. Однако это, уверяют историки, были «предсмертные конвульсии».

«В ночь на 17 июля 1943 года, осознав, что план «Цитадель» в том виде, в котором он был подготовлен до 5 июля, уже реализовать невозможно, ударные войска понесли колоссальные потери. Германское командование в ночь на 17 июля начало отводить на исходные позиции ударные группировки», – говорит ведущий научный сотрудник Юго-Западного государственного университета в Курске, кандидат исторических наук Валерий Замулин.

К 23 июля советские войска вышли на рубеж, который занимали до перехода немцев в наступление. Успех под Курском историки связывают с разведчиками. Сведения об ударе передал немецкий обер-лейтенант Пауль Вильгельм Зиберт, он же советский разведчик-нелегал Николай Иванович Кузнецов. Данные он лично получил от рейхскомиссара Украины Эриха Коха.

«Кох, проглядывая документы пришедшего к нему на прием обер-лейтенанта Зиберта, сказал ему: «Зиберт, что вы здесь делаете, в этом забытом богом месте, когда ваша часть будет скоро драться в самой важной стратегической миссии этой войны?» Зиберт спросил, где это. Он сказал: «Как? Это под Курском», – говорит заместитель главного редактора «Российской газеты», историк спецслужб Николай Долгополов.

Информацию о грядущей битве подтвердили и представители «Кембриджской пятерки». Советские разведчики, подданные Ее Величества, выведали подробности операции «Цитадель». Победа в Курской битве окончательно переломила ход Великой Отечественной. После этого советская армия только наступала.