Легендарный фильм «Семнадцать мгновений весны» отмечает юбилей. 45 лет назад Центральное телевидение начало показ многосерийной ленты – экранизации одноименного романа Юлиана Семенова. Корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев – об истории создания одного из самых любимых телефильмов.
Черно-белое кино в 73-м году уже мало кто снимал, даже для телепоказа. Но режиссер Татьяна Лиознова специально добивалась сходства с документальной хроникой времен Великой Отечественной, которой немало в фильме. Эффект присутствия удался. А фразы из легендарного фильма стали крылатыми уже после первого показа.
«Мне начальник давал документы и говорил: «Смотри, это информация к размышлению, готовь предложения». Это не потому, что мы копировали фильм, а потому что так оно и есть в жизни. И в фильме это взяли и очень удачно», – сказал директор аналитического центра ветеранов госбезопасности «Вымпел» Сергей Кривошеев.
За каждым удачным кадром – десятки дублей и тщательная работа с деталями. Лиознова снимала фильм, консультантами которого были сотрудники КГБ. Их фамилии вырезали из финальных титров. Но именно они следили за исторической и политической достоверностью в фильме, не трогая художественную. Результат – улицы городов пустели во время показа, а уровень преступности падал. Все смотрели «Мгновенья».
100 дней без костюмера. Для съемок на натуре в ГДР для актера Тихонова специально привезли сотню белых рубашек. Работали в плотном графике: полторы смены по 18 часов. Стирать было некогда, да и штатная единица за границей – дело накладное. Поэтому каждый новый съемочный день Штирлиц-Тихонов начинал в новенькой сорочке. Надолго став не только героем первого советского сериала, но и анекдотов.
«Он говорил, мы делали серьезную работу и много сил в нее вкладывали. А тут без конца эти анекдоты», – вспоминает дочь Вячеслава Тихонова, актриса, продюсер Анна Тихонова.
А молчаливой сцены встречи с женой в кафе, пожалуй, самой пронзительной в фильме, в сценарии не было. Его придумал сам Тихонов. Лиознова поддержала. Решили, что вместе с женой будет и сын разведчика Исаева, которого тот никогда не видел. Но в итоге мальчик в сериал не вошел. Остался этот немой диалог между мужчиной и женщиной, разделенных войной.
Подробнее в сюжете: Новости кино