Сегодня 75-летие победы в Курской битве. Это сражение продолжалось 49 дней. И каждый из них – это пример мужества, стойкости и отваги советских солдат, рассказывает корреспондент «МИР 24» Ирина Глушко.
Павел Васильевич на фронт ушел добровольцем сразу после института. Войну прошел до конца. Защищал Сталинград, а после попал на Курскую дугу.
«Самолеты немецкие летали как воронье группами по 20, 30, 35 самолетов. Это были главным образом пикирующие бомбардировщики «Юнкерс-87». Для сухопутных войск это были самые неприятные самолеты», – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Павел Гладков.
20-летний лейтенант Павел Васильевич служил в зенитно-артиллерийской батарее. Его подразделение прикрывало пехоту и танки, отражало авиаудары. Одна из бомбежек 17 июля 1943 года чуть не стала для него роковой. Снаряд упал в нескольких метрах.
«Распластался там, где стоял. И одна из бомб попала туда, где я хотел перебежать. Меня оглушило, бросило в сторону, из руки кровь. Дыхание прекратилось. В глазах ничего не вижу, мельтешит все», – сказал ветеран.
От попадания осколков снаряда в грудь спасла пачка документов. Ветеран говорит, что повезло, не иначе. Но многие его товарищи с фронта не вернулись.
«Однажды было прямое попадание бомбы прямо в окоп тогда, когда у нас не было снарядов. Весь расчет погиб, а это семь человек. Спасся только один командир орудия старший сержант Илья Помогайбо. Потом стали его называть «помогай бог», потому что вовремя отошел покурить в соседний расчет», – отметил Павел Васильевич.
Участнику Курской битвы сегодня уже 98 лет. Но почтенный возраст на жизненные планы не влияет: недавно Павел Васильевич вместе с другим ветераном написал книгу воспоминаний. Она называется «Путь солдата: Сталинград, Курск, Кишинев, Победа».
О потерях Красной армии в Курской битве историки спорят до сих пор. Одни называют цифру в 250 тысяч человек, другие поднимают еще почти до 800 тысяч. И как минимум 1,5 тысячи танков и столько же самолетов.