Первый фестиваль макома в Узбекистане собрал музыкантов из 70 стран

21:49 08/09/2018

Первый международный фестиваль макома – особого певческого жанра — в Узбекистане собрал гостей из более чем 70 стран. Мероприятия прошли в Шахрисабзе, передает корреспондент «МИР 24» Владимир Сероухов. 

На основной сцене форума выступали музыканты с конкурсной программой. Честь играть первыми выпала бельгийскому секстету. Коллектив ломает стереотипы: уж очень далека эта страна от родины макома, но играли они так, будто выросли на восточной музыке. Кроме того, они пели по-турецки.

У себя дома, в Бельгии, в других группах они играют рок, джаз и европейский фолк. Но и там маком для музыкантов – основная «фишка». Поэтому поездка на такой фестиваль – главное событие года. Несмотря на опыт в других жанрах, азиатская музыка, по словам бельгийцев, – особая вселенная.

«Это устное искусство, песни почти всегда разучивают на слух. Когда эта музыка проникла на запад, ее попытались сохранить на бумаге. В Стамбуле есть ноты песен макома, которым 600 лет. Но это нельзя сравнить с записью европейской классической музыки. Слишком много нюансов, которые невозможно передать нотами», – поделился бельгийский музыкант и музыковед Триштиан Дриссенс.

Пока бельгийцы держали внимание публики и жюри на сцене, за кулисами в одной из юрт репетировала израильская команда. Публика не поймет их язык иврит, но в музыке узнают много знакомых мотивов. На Святой земле звуки макома можно было услышать гораздо раньше, чем в Турции или Египте.

«Евреи играют очень много арабской музыки. Исторически в исламе мусульмане не играли музыку, а евреи играли для арабов. Такая традиция и сейчас существует. В музыке мы все друзья», – поделилась музыкант из Израиля Марина Тошич.

Музыканты почти всегда выступают с заходом солнца, когда в Шахрисабзе спадает невыносимый зной. Кругом гуляли персонажи, будто сошедшие со страниц тысячи и одной ночи. Один из гостей пришел в костюме внука Тамерлана и даже отказался представиться, наверно чтобы никого не разочаровывать.

«Этот наряд – символ нашего падишаха, внука Амира Тимура, называется тоталибоз. Я десять лет в таком наряде хожу, люди говорят, что он просто шикарный», – пояснил мужчина в костюме персонажа.

Устать от музыки здесь сложно, но если надоело сидеть сложа руки и просто слушать, всегда можно пойти на танцпол и израсходовать оставшиеся силы. Главное – не переусердствовать, чтобы не пропустить следующий день праздника, программа каждый раз новая.