В Брянске сегодня отмечают 75-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Праздник начнется с возложения цветов к Стеле Воинской славы и Воинскому мемориалу. Все торжества пройдут под единым девизом «Брянская улица – дорога побед!». Дни оккупации вспомнил корреспондент «МИР 24» Андрей Михайлов.
Татьяна Павловна Клюге вспоминать дни войны не любит. Все время плачет. С восьмого класса работала на заводе. Из оккупации вместе с матерью ушла пешком в родную деревню. По дороге 15-летняя девочка стала свидетелем зверств фашистов.
«Когда деревню сожгли Хацунь там же всех людей уничтожили за то , что кто-то убил одного немца, а за одного немца они сожгли всю деревню», – указала Татьяна Клюге.
Немцы оккупировали Брянск в октябре 41-го. Из города фашисты устроили настоящую тюрьму. Здесь практически в каждом квартале находилась комендатура и лагерь для военнопленных. Тем, кому удалось спастись, уходили в подполье. Густые, непроходимые леса Брянской области стали домом для многочисленных отрядов партизан. 60 тысяч человек до прихода Красной армии развернули ожесточенную борьбу в тылу врага: взрывали мосты, пускали под откос вражеские эшелоны, организовывали засады.
Немцы объявили брянский лес запретной зоной. За нарушение приказа расстрел. Окружили партизан элитными подразделениями пехоты и каждый день бомбили с воздуха.
«В земле яма вырыта, сверху настил, на земле какие-то ветки набросаны, лапник… Я как глянула, испугалась, я ревела неделю, я села в уголок, ревела и говорила: отвезите меня домой», – вспоминает Татьяна Клюге.
В таких условиях бойцы жили почти два года. К осени 43-го, после прорыва фронта на орловско-курском направлении, стало понятно: враг начал отступать. Регулярные части Красной армии были всего в нескольких километрах от Брянска, но так просто фашисты сдавать город не собирались.
«Дело в том, что здесь, на реке Десна, немцами готовилась очередная линия обороны, так называемая «линия Хаген», которая должна была стать одной из важных частей остановки советских войск в 1943 году во время их наступления, дело в том, что изначально в 1943 году немцы обороняться не планировали, «линия Хаген» начала насыщаться войсками, по-хорошему строиться только после провала операции «Цитадель», – указал историк Максим Вилков.
Провал под Курском и Орлом сильно ослабил немецкую армию «Центр». Когда советские войска подошли к линии обороны, немцы не смогли сдержать натиск Красной армии. Войскам удалось форсировать реку и выйти к окраинам города. Но ослабленная и обескровленная боями под Курском советская армия не могла сразу броситься на освобождение Брянска.
«И тогда штабом Брянского фронта было предложено очень интересное и оригинальное тактическое решение. Дело в том, что сыграло на руку советским войскам сразу две вещи: в линии наступления находился стык двух советских фронтов. Поскольку немцы традиционно считали, что стыки фронтов – слабые места, и именно в этом месте у себя они тоже не особо планировали оборону.
Южнее Брянска советские войска провели отвлекающий маневр, оттянув основные силы противника на себя. Когда враг перебросил танковую группу для остановки прорвавшихся частей Красной армии, с севера, как раз на стыке фронтов, в наступление пошли войска 50-й армии, к которым позже присоединились войска Брянского фронта. Чтобы не попасть в окружение, немцы решили отступить на запад, и 17 сентября Брянск был полностью освобожден», – рассказал Максим Вилков.
Наступление советских войск проходило настолько стремительно, что к концу сентября 1943 года наша армия уже вела бои за освобождение Белоруссии.
Читайте также:
- 75 лет освобождения от фашистов: В Орле подняли Знамя Победы
- Подвиг ездового Овчаренко: один против 50 фашистов
- Живая память спустя 75 лет. Как Новочеркасск освобождали от фашистов
- Город, восставший из пепла: 75 лет со дня освобождения Воронежа от фашистов
- В Краснодаре отмечают 75-летие освобождения Кубани от фашистов