Страшные тайны «Коммунарки». На расстрельном полигоне НКВД нашли новые захоронения
22:10 19/09/2018В Москве на расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» обнаружены новые места массовых захоронений. Историкам пришлось внимательно изучить сотни самых разных архивных документов 30-х годов прошлого столетия, чтобы установить границы общих могил. Теперь осталось выяснить, кто в них погребен. Корреспондент «МИР 24» Андрей Михайлов выяснил подробности о страшной находке.
До середины 90-х годов прошлого века этого объекта не было ни на одной карте. О том, что творится за его воротами знали лишь несколько человек из верхушки НКВД. Благодаря усилиям историков мы ежегодно узнаем страшные подробности «большого террора» и о том, что творилось на спецобъекте НКВД «Коммунарка».
Леса некогда богатого дворянского имения «Хорошевка» в тридцатых годах переходят во владение наркомата внутренних дел Генриха Ягоды. Он строит здесь резиденцию и устраивает важные совещания до 1937 года, когда его бывшие соратники пришли и за ним. Сменивший Ягоду на посту наркома внутренних дел Ежов передал на утверждение Сталину записку Всего из трех слов: «Дачу Ягоды – чекистам». Именно эти три слова станут роковыми для десятков тысяч советских граждан.
«Только в годы так называемого «большого террора», с 1936 по 1938 год было убито более 33 тысяч человек. Сложно представить, что значат эти цифры. Для этого, по сути, надо было организовать машину убийства. Это такая логика тоталитарного государства, которое все время, шаг за шагом, больше и больше хотело управляемости, превентивного уничтожения, как ему казалось, опасности государства. И, соответственно, постепенно уничтожало инакомыслие», – рассказала исполнительный директор международного мемориала Елена Жемкова.
Первыми расстрелянными на полигоне были высшие чины НКВД. Здесь, в общих могилах похоронены соратники Дзержинского, все руководство «Дальстроя», начальники лагерей, в том числе и Соловков. К зиме 1937 года сюда стали привозить тела приговоренных к смерти партийных работников наркома просвещения, председателя Совнаркома, много расстрелянных генералов, летчиков испытателей, ученых, личных врачей верхушки партии. Среди убитых также были журналисты, поэты и писатели.
В местном лесу нет могил. Как дань памяти на каждом дереве родственники расстрелянных повесили фотографии своих родных. Чекисты хоронили всех в общей яме и таких здесь – десятки. С большим трудом историкам удалось выяснить, что именно на этом полигоне был убит муж Марины Цветаевой – Сергей Эфрон.
На территории полигона установлено несколько мемориалов, в том числе и делегации монгольского правительства, которое в полном составе расстреляли в 1938 году.
«Сами спецоперации, которые проходили в 1937-1938 годах, они были секретные и для множества сотрудников. И вот эта вся картина сопоставления масштабов «большого террора» по регионам также не была известна сотрудникам», — рассказал директор музея ГУЛАГа Роман Романов.
За четыре года чекисты расстреляли здесь почти семь тысяч человек. В этом году по инициативе музея истории ГУЛАГ были проведены поисковые работы, изменившие представление о массовом захоронении.
«Сложность состояла в том, чтобы правильно сопоставить архивные данные. В данном случае – архивные снимок люфтваффе с современной местностью, то есть – правильно его локализовать. К настоящему времени нам удалось выявить около пятидесяти подобных ям. Их площадь составляет от 10 до 60 квадратных метров. В общей сложности – приблизительно 1300 квадратных метров», – пояснил руководитель исследовательской группы Михаил Жуковский.
В планах музея ГУЛАГа открыть здесь мемориальную стену с имена всех расстрелянных на полигоне «Коммунарка».
Напомним, что бывший спецобъект НКВД «Коммунарка» – одно из пяти известных мест массовых захоронений людей, расстрелянных чекистами в Москве.
Читайте также: