Коммерческое искусство: кто из великих зарабатывал на рекламе

11:15 30/09/2018
Фото: Николай Костюшин (МТРК «Мир») "«Мир 24»":http://mir24.tv/, краски, школа, канцелярия, кисти, рисунок, рисовать, кисти и краски
ФОТО : «Мир 24» / Николай Костюшин

Одни считают, что реклама только раздражает. Другие – называют ее двигателем торговли и ставят в один ряд с высоким искусством. Известных художников тоже можно поделить на два лагеря. Снобы пафосно морщатся от коммерческих предложений. А те, кто не может без вызова, видят в рекламе еще один способ выражения своей гениальности. «МИР 24» узнал, кто из великих авторов зарабатывал на создании плакатов, афиш и оберток для конфет.

Гораздо легче создавать просто искусство, чем создавать искусство, которое продает. Испанский художник Жоан Миро сделал логотип для всей Испании. Эмблема жаркого Солнца увидела свет в 1983 году и стала первой в мире абстракцией, «принятой на государственную службу». Ни одна страна до этого не рискнула в качестве своего символа использовать авангардное искусство.

До этого момента такие решения считались неприемлемыми. Известно, что за свою работу Миро не взял ничего. «Для короля и правительства все бесплатно!», – сказал тогда художник. Работы мастера продавались за миллионы. Рекорд – картина «Голубая звезда». Ее купили почти за 37 миллионов долларов.

Но такого подарка государству не мог себе позволить грузинский художник Нико Пиросмани. Он не был признан при жизни и реклама стала его основным доходом. Нико рисовал картины, которые, мягко говоря, были не совсем то, что хотели покупать жители Тифлиса.

Отобедав в хорошем заведении в начале 20 века, вы бы потратили около 50 копеек. Конвертируем царский рубль в современный и получаем примерно 800 рублей. Таким образом, рекламный плакат для хозяина трактира стоил примерно 400 рублей. Но в 1918 году в Грузии ввели сухой закон, фактически закрыв для Нико источник дохода. Замерзая в чужом подвале, художник не подозревал, что в 2016 году его картина «Косуля у ручья» уйдет с аукциона «Sotheby's» за миллион долларов.

Автор «Черного квадрата» Казимир Малевич не страдал от бедности, поэтому активно вмешивался в сферу отечественного дизайна. В 1911 году он разработал для «Новой зари» флакон одеколона «Северный», форма которого оставалась до 1991 года практически неизменной. В 1920-м вместе с учениками – Николаем Суетиным и Ильей Чашником – художник разрабатывал даже кухонную утварь. Как и многие авангардисты, Малевич создавал орнаменты для текстиля, мечтая, чтобы люди будущего ходили нарядными. Рекордная стоимость работы художника – 86 миллионов долларов. Это была проданная на аукционе «Супрематическая композиция» 1916 года.

Но в истории были и коммерчески успешные проекты. Например, «Чупа Чупс» Сальвадора Дали. Однажды друг попросил поразмышлять великого сюрреалиста над логотипом леденцов на палочке. Дали придумал все за час, и за 50 лет дизайн конфет почти не изменился.

Художник не только создал уникальное написание, но и посоветовал размещать логотип сверху, а не сбоку, чтобы не искажать рисунок свернутой оберткой. Легенда гласит, что Сальвадор не только получил внушительный гонорар, но и попросил каждый день присылать ему коробку леденцов. Дали умело использовал свою известность и с удовольствием снимался в рекламных роликах. Художник не скромничал и брал 10 тысяч долларов за минуту съемки.

Если испанский гений получал заказы благодаря своей славе художника, то знаменитый классик поп-арта Энди Уорхолл, наоборот, начинал свою карьеру с рекламы. Он оформлял витрины, делал плакаты, разрабатывал дизайн бутылок «Coca-Cola», сотрудничал с глянцевыми журналами «Vogue» и «Harper`s Bazaar».

К моменту, когда Уорхолл начал восхождение к художественному Олимпу, он уже был очень популярным рекламистом: его годовой доход составлял около 100 тысяч долларов – весьма солидная сумма для Америки середины 1950-х. Из-за бурной деятельности художника часто обвиняли в коллаборации с брендами. Одна из его известных картин с супами Campbell не раз подвергалась критике и, тем не менее, ушла с молотка за 24 миллиона долларов. На все обвинения Энди отвечал, что он просто любит суп.