Как живется женщинам в Казахстане? Что их заботит? Что делает государство для защиты их прав? На вопросы корреспондента телеканала «МИР 24» Нахида Бабаева в программе «Дословно» ответила государственный секретарь Республики Казахстан Гульшара Абдыкаликова.
- О чем говорят казахстанские женщины? Что их волнует в первую очередь?
Гульшара Абдыкаликова: Казахстанские женщины, как и все женщины во всем мире, говорят о тех вопросах, которые, в первую очередь, развивали бы дальше общество, улучшили положение женщин, детей. Это вопросы, связанные с расширением возможностей женщин, предоставлением различных социальных льгот, привлечением женщин в бизнес, особенно в малый бизнес.
- Каким опытом может поделиться Казахстан?
Гульшара Абдыкаликова: После Пекинской платформы 1995 года у нас активизировалось женское движение. Наша страна – единственная, где была принята стратегия гендерного развития на 2006-2016 годы. Это единственный такой документ на постсоветском пространстве, согласно которому принимались меры по расширению возможностей женщин и защите их прав. Это и вопросы политического продвижения, вопросы, связанные с экономическим продвижением. У нас огромный опыт в законодательном аспекте. За последние 10 лет увеличилось представительство женщин на уровне принятия решений. Например, в Парламенте Республики Казахстан 10 лет назад представительство женщин составляло только около 10%. Сейчас в нижней палате у нас 27% женщин, а в целом по Парламенту – 22%.
- За 27-летнюю историю независимости не было даже женщины-кандидата в президенты. Неужели это исключительно мужская работа?
Гульшара Абдыкаликова: У нас за эти годы приняты меры для создания условий продвижения женщин в политике. В Мажилисе, еще раз хочу сказать, 27% женщин – это в несколько раз выше, чем было ранее. В местных представительных органах – маслихатах – ранее женщин было только несколько человек, единицы. Сейчас во многих областях этот показатель почти достигает 30%, в среднем 22% по республике. Женщины представляют правительство – это министры, заместители министров, это заместители руководителей регионов. Женщины работают в высоких международных организациях. Я работаю с президентом – рядом, в Администрации президента – и, по-моему, не только женщин, но и мужчин, равных действующему президенту, еще нет.
- А есть ли сейчас, в XXI веке, сферы деятельности, которые остаются исключительно мужскими или исключительно женскими?
Гульшара Абдыкаликова: Эта грань постепенно стирается. Были, конечно, профессии мужские, женские. Сейчас век автоматизации, когда минимизируются профессии, в которых женщины не могут работать. Сейчас и в нефтяном секторе, металлургии немало женщин. Как-то я встречалась с женщиной, которая профессионально работает в газосварке больших труб. Я спросила, почему она пошла на такую тяжелую работу. Она сказала, мне все равно, лишь бы зарабатывать и кормить семью. Сейчас в Казахстане женщины работают во всех сферах, но есть список из 299 специальностей, по которым работа женщин ограничена в силу того, что нужно защитить их здоровье. Понятно, что женщины – это матери, им надо рожать, воспитывать детей, поэтому есть такие профессии. Но я думаю, что со временем все автоматизируется, и женщины смогут работать на таких работах. Недавно я видела, как работает производство: операторы сидят в защищенных комнатах, и на таких работах женщин немало.
- Вы возглавляете Национальную комиссию по делам женщин и семейно-демографической политики при президенте Республики Казахстан. Чем занимается комиссия?
Гульшара Абдыкаликова: В начале независимости поднимался вопрос, какая структура должна заниматься вопросами женщин. Глава государства предложил создать такую комиссию при президенте. Статус очень высокий, сам президент наблюдает за работой комиссии. Мы консультативно-совещательный орган, и в первую очередь вырабатываем предложения, на что обратить внимание, какие законодательные изменения внести, какие должны быть приняты решения на правительственном уровне. Мы регулярно рассматриваем те или иные актуальные вопросы, заслушиваем представителей правительства, парламента, общественных организаций. По итогам этого вырабатываются решения, рекомендации для соответствующих структур.
Интервью полностью смотрите в видеоролике.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира