Единственное успешное восстание в лагерях смерти. Сегодня вспоминают события в Собиборе. 75 лет назад узники концлагеря устроили бунт. 300 человек сумели сбежать. Сегодня по всей России пройдут акции. В Москве в память о подвиге в небо выпустят около 2 тысяч черных воздушных шаров. Корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев побывал на месте бывшего концлагеря в Польше.
Как и 75 лет назад, это по-прежнему довольно глухое место, со всех сторон окруженное лесом. Деревянное станционное здание сохранилось практически нетронутым. Именно таким его видели узники, которых сюда привозили на казнь. Битком набитые товарные поезда прибывали вот на тот боковой путь. На импровизированном перроне бывало людно, как на большом вокзале.
В отличие от многих других нацистских лагерей этот был особо секретным. Даже жители окрестных деревень думали, что здесь, как и в мирное время, лесозаготовки. Так что к вагонам особо не присматривались.
«Поезда останавливались у станционного здания. Оно находилось еще за территорией лагеря. Затем отцепляли по 4-5 вагонов и загоняли сюда, в тупик. Ну а здесь уже было ограждение с колючей проволокой», – рассказал директор музея «Собибор» Томаш Олексы-Зборовский.
В газовые камеры отправляли сразу же. Всего за полтора года – именно столько существовал лагерь – здесь было уничтожено 250 тысяч евреев. Получается, в среднем по 500 человек в день.
«Собибор отличался тем, что здесь, помимо польских и восточноевропейских евреев, было уничтожено очень много евреев из Западной Европы, примерно 30 тысяч. Главным образом из Голландии и из Франции», – отметил профессор истории Варшавского университета Анджей Жбиковский.
У оказавшихся не было никаких шансов спастись. Три ряда колючей проволоки, рвы с водой, кругом – минные поля. После нескольких неудачных побегов охрану усилили настолько, что отслеживался каждый шаг.
Но даже это не остановило человека, для которого стремление к свободе оказалось сильнее. Александр Печерский, еврей из Советского Союза, в Собиборе пробыл всего три недели. 14 октября 43-го он поднял восстание, которое оказалось единственным успешным бунтом в нацистском лагере смерти за всю историю Второй мировой.
«Говорит мне: ты топором убить человека сможешь? Я говорю: если нужно для дела, смогу», – вспоминает участник восстания в лагере Собибор Семен Розенфельд.
Розенфельд – последний из ныне живущих участников того восстания. По его словам, Печерский продумал все до мельчайших деталей.
Восстание началось в пятом часу вечера в столярной мастерской. Она располагалась практически в центре лагеря. Это была самая удобная точка. Отсюда виднелись другие мастерские, где обычно всегда находились надзиратели, а еще просматривались входные ворота. У Печерского и его соратников были считанные минуты для того, чтобы убить верхушку лагерной охраны и вырваться на свободу.
«В основном все старались убежать подальше в лес. Группа Печерского ушла вон в том направлении. Потом они перешли реку Буг», – пояснил директор музея «Собибор» Томаш Олексы-Зборовский.
За ограждения прорвались около 400 человек. Но и до свободы было еще далеко. Одни подрывались на расставленных вокруг лагеря минах, других расстреливали оставшиеся на вышках часовые, третьих казнили после того, как поймали.
Вместе с Печерским из этого круга ада вырвались чуть больше 150 человек.
Читайте также: