Зов предков: новозеландский пастор ищет родственников в Беларуси

13:00 23/09/2018

Эта история объединяет два века, две религии и две части света. Пастор из Новой Зеландии Питер Бенге решил найти свою родню и отправился в Беларусь. Что из этого вышло – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Дениса Кошелева.

Он летел из Веллингтона: сначала в Сидней, оттуда в Абу-Даби, и только после в Минск. 30 часов пути. На белорусской земле усталость как рукой сняло, признается Питер Бенге. Ведь здесь когда-то жили его предки.

«Для меня Беларусь – это родина важной части моей семьи. Поэтому я хотел здесь побывать, чтобы построить связь с этой частью моего наследия, моих корней», – рассказал Питер.

Он – пастор англиканской церкви. Родился и вырос в Новой Зеландии. Но истории о родственниках – Торбеевых – слышал не раз от своего отца Михаила. Тот часто вспоминал рассказы своей мамы Мирры Ивановны Торбеевой о дворянском прошлом.

«Отец моей бабушки Мирры был большим человеком. Иван Михайлович Торбеев – генерал-майор в российской армии, приближенный царя. Он жил тут. Тогда это была Российская империя. Бабушка тоже детство провела здесь. В имении», – поделился Питер.

Разбросала родственников революция. Когда пришли «красные», дворяне Торбеевы покинули страну. Сперва отправились в Англию, а после в Новую Зеландию, которая до 1907 года была колонией Великобритании. Уже там, в Веллингтоне, и началась их новая история под другими именами и фамилиями.

«Я очень интересуюсь прошлым, потому что именно прошлое дает нам мудрость. И это был смелый поступок со стороны моих родственников. Они покинули свой дом, в том числе ради нас. Чтобы мы жили», – сказал Питер.

Белорусский исторический архив. В этом непримечательном с виду здании хранятся миллионы важнейших документов. Каждый день сюда приходят люди, чтобы узнать правду о чьей-то семейной истории. Еще больше запросов со всего мира шлют электронной почтой.

Так и поступил Питер – писал письма. С белорусскими историками отыскал данные о местонахождении поместья. Деньгами в дорогу помогли братья. А убедили приехать друзья из России.

Родина предков встречает радушием. Под взором Ильича, но без медведей. У райисполкома в городке Шумилино – хлеб-соль и песни.

О том, что в эти места едет новозеландский священник – потомок Торбеевых – местные жители узнали из газет. В районе даже бросили клич: кто с такой фамилией – отзовитесь! Сергей и Оксана Торбеевы отозвались. На встрече с Питером приглядываются друг к другу, находя признаки семейного сходства. Но вот фактов родства пока нет. 

«Дед был коммунист, письма приходили из-за границы, но отвечать на них никто не отвечал, с этим было строго все», – рассказал Сергей Торбеев.

О том, что когда-то здесь было большое имение Торбеевых, помнят многие. Тамара Яковлева выросла в деревне недалеко от того поместья – Екатерингофа. Правда, от него почти ничего и не осталось. 

«Красивое было место когда-то, по рассказам матери, было красиво там, а в мою бытность –фермы», – поделилась Тамара Яковлева.

Фермы – это в годы коллективизации. Потом – санаторий. Сейчас  почти забытое место. Найти его помогает проводник – директор местной школы.

Два километра пути сквозь лес и бурелом. Вместо дворянских построек – лишь остатки фундамента.  Осталось всего ничего – разбитые горшки из глины, крепление от металлических ворот и кирпичи.

Казалось бы, какая здесь ценность? Но для Питера – память о прошлом. Домой новозеландский пастор увезет две православные иконки и орден прадеда. 

«Это как сон для меня, ведь это место я представлял до этого в моем воображении. И теперь я вижу все наяву. Для меня очень важно прикоснуться к этому месту, помолиться здесь, прочувствовать, как эти места окружали моих предков», – сказал Питер.

В Веллингтоне Питера ждет семья – жена и двое сыновей. Пастор надеется, что когда-нибудь он вернется сюда вместе с ними. Ведь у них теперь две родины.